ОТКРЫВАЕМ ПСАЛТИРЬ. Размышление.

      Человек успевает все меньше, хотя быт человеческий оснащен множеством приборов и механизмов. Удивительно: стирает машина стиральная, моет посуду машина посудомоечная, транспорт переносит человека за краткое время на большие расстояния и средства связи позволяют общаться друг с другом.  А все же мы ничего не успеваем.  Люди, ездившие на лошадях и пахавшие на волах, успевали за жизнь сделать больше, и то, что сделали они, было прочнее, добротнее, долговечнее.
   Открываем Псалтирь
        Стоит заметить этот жизненный перекос и задаться вопросом, отчего это все так, а не иначе? Отчего мы, при всех достижениях техники и прикладной науки, становимся, отнюдь не колоссами и гигантами, а беззащитной пылью, которую разносит ветер?

        Ответ есть в первом псалме.
 
        Там ублажается человек, который поучается в законе Господнем день и ночь. Очевидно, это не означает вечное сидение над книгой, но хранение слов Божиих на скрижалях сердца и постоянное размышление о Боге в независимости от внешних обстоятельств. Так вот, этот помнящий о Боге человек, человек занятый умно-сердечной молитвенной деятельностью, уподобляется в псалме дереву, «посаженному при потоках вод». Такое дерево «приносит плод свой во время свое, и лист его не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет»

       Человек вообще похож на дерево, хотя бы вертикальностью позвоночника. Как и дерево, человек стоит на земле, но устремляется вверх. У него должны быть плоды, иначе за бесплодие он будет посечен без жалости. Листьями же именуются внешние дела человеческие, которые имеют относительную ценность и радуют глаз, но не насыщают. Так вот у раба Божьего и «лист не увянет», и плоды появятся в свое время. Но нечестивые «не так – не так». Они именно – «прах, возметаемый ветром с лица земли».


       Цивилизация, забывшая о Боге и переставшая молиться, это «цивилизация унесенных ветром». Это вечно спешащие и никуда не успевающие люди. Они постоянно в хлопотах и заботах, но после смерти от них ничего не остается, включая память о них. Жизнь, как сон, жизнь, как мечта – их удел. У них есть жизнь, но нет бытия, потому что нет постоянного поучения в Законе Господнем. Поэтому, если вы заметите, что кроме суеты у вас за спиной ничего не остается, не ищите помощи у секретарей, не идите на курсы логистики или эргономики, не заполняйте органайзер заметками и напоминаниями. Открывайте Писание, выучивайте первый псалом, вслед за ним – второй и так далее. Начинайте поучаться в Законе Господнем. И лист ваш не увянет, и все, что будете делать, успеете.


Псалом 1:
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Протоиерей Андрей Ткачев  

18 марта 2013г

Назад к списку