Молитвослов

   Не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы.

Читать молитвы на память или по книжке или слушать читающего их - опять не молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждение ее.

Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих.

Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу. Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она еще не молитва.

Святитель Феофан Затворник

Став пред святыми иконами, со смирением сердца и сокрушенным помыслом сотвори обычные поклоны с молитвами:

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
 Боже, очисти грехи моя, и помилуй мя (поклон).
 Создавый мя, Господи, помилуй (поклон).
 Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
 Владычице моя, Пресвятая Богородица, спаси мя грешного (поклон).
 Ангеле, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя (поклон).
 Святый (апостоле, или мучениче, или преподобне отче, имярек) моли Бога о мне (поклон).

По сем глаголи начало:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

 Царю Небесный:

 Трисвятое по Отче наш (вместо "яко Твое есть царство": без священника нужно читать: "Молитвами святых отец наших").

 Господи, помилуй (12).

 Слава и ныне:

 Приидите поклонимся (трижды).
  Псалом 50:
 Помилуй мя, Боже:
Символ веры: 

Верую во единого Бога Отца:

По семь Канон или Акафист.

*    *    *    *    *    *    *

ПРАВИЛА чтения молитв

1. Напечатанное курсивом и жирным шрифтом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

2. Это замечание относится и к утренним, и к молитвам на сон грядущим.

От Пасхи до Вознесения вместо Молитвы Святому Духу читается тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". (Трижды)

От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со "Святый Боже...", опуская все предшествующие.

3. Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»

4. В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать "зовЕм", а не "зовЁм", "твоЕ", а не "твоЁ", "моЕ", а не "моЁ" и т.д.

5. От Пасхи до Вознесения вместо молитвы  "Достойно есть" читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

6. В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" и "И ныне и присно и во веки веков. Аминь".