ПОСТОЯННЫЕ ГРЕХИ – КАК РАЗМОТАТЬ КЛУБОК? № 1 (119), январь 2017 г.

Есть ли связь между постоянными грехами и самочувствием человека?
Как быть, если на исповеди не получается войти в покаянный настрой?
Размышляет о. Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора
свт. Николая Чудотворца города Калач-на-Дону.

Если исповедь далеко не первая, если человек ходит в храм давно и исповедуется всё время в одних и тех же грехах, понятное дело, не в крупных,  я, как правило, даже ничего не говорю. Просто читаю разрешительную молитву.

Да, бывает, что от таких вот постоянных повторений человек действительно начинает иногда настолько формально к исповеди относиться, что и сам этому не рад, сам понимает, что так нельзя. Потому многие и каются так: «У меня сердце какое-то стало холодное, что я уже не понимаю, не ощущаю того, что ощущал при первых шагах в Церкви. Говорю слова, а сам ничего не ощущаю».

Дело в том, что каждому человеку важно иметь какое-то понятие о духовном опыте, который никто за этого человека приобрести не сможет, только он сам. И вот этот духовный опыт должен подсказывать человеку, что между его обычным текущим состоянием жизни и его грехами есть прямая связь.

Часто мы этой связи не видим. Нам кажется, что да, вот мы несчастные, у нас плохое настроение, у нас депрессия (я не о медицинском диагнозе, а о психологическом состоянии). Формально мы понимаем, что всё это следствие наших грехов. Но прямой связи между конкретным грехом и конкретным своим негативным состоянием не видим. И  поэтому у нас бывает столь холодная формальная исповедь.

Если бы мы чувствовали, что грех – это не просто то, чем мы оскорбляем  Бога и за что будем потом расплачиваться, но и то, что напрямую вредит нам здесь,  уже в этой жизни и в этом мире, и вот в этом конкретном дне, насколько горячее была бы наша исповедь! Вот эти клубки «обычных» грехов и наших состояний нам надо  научиться развязывать и разматывать.

Многие люди видят прямую связь между своим плохим самочувствием, своим настроением и погодой с перепадами атмосферного давления и магнитными бурями, а вот связи между нашим состоянием  и тем, что мы осудили кого-то, допустили в сердце своем нечистую мысль, сказали какое-то плохое слово -  мы, к сожалению, не осознаем. Потому я и считаю, что главный метод, которым необходимо пользоваться, пытаясь сделать исповедь настоящей – метод разматывания греховного клубка, прослеживания причинно-следственных связей между своим состоянием, эмоциями, настроением и греховными помыслами и поступками.  

ПРЕЛЕСТЬ – НЕ ПРЕЛЕСТЬ…

Нередко бывает, что мы слишком недоверчиво относимся к своим переживаниям, к своим эмоциям, к своему внутреннему состоянию. Начитавшись книжек и перетолковав их по-своему, нам порой всё кажется прелестью, что бы хорошее мы ни испытывали. Вот мы помолились, нам хорошо, нам легко, нам светло, но мы этого состояния боимся, так как где-то прочитали, что такое состояние может быть бесовским искушением. Мы, опять же, доброе дело сделали - кому-то помогли, нам хорошо внутренне, но мы опять боимся возгордиться, опять стараемся не радоваться. Мы любое состояние одухотворенности, духовной возвышенности, прикосновения благодати Божией начинаем воспринимать как прелесть, отгонять от себя, только потому, что где-то об этом читали, но не запомнили следствием чего тогда она была.

И наоборот, когда нам плохо, когда мы в унынии, когда мы в плохом настроении, нам кажется, что это правильное состояние, состояние смирения. А ведь такое состояние может быть к прелести гораздо ближе, недаром ведь говорят: бес уныния, бес полуденный, который ввергает в сонные, дремотные, унывные состояния.

Мы боимся радости, счастья от того, что Бог рядом, от того, что мы это чувствуем, и  почему-то не считаем страшным, если «незначительный» грех выветрит эту благодать, и внутри опять образуется безрадостная пустота.

Если бы мы это понимали, всегда помнили, то,   идя на исповедь, не считали бы,  что все наши повседневные грехи – это что-то незначительное, что просто надо произнести, назвать, перечислить. Мы бы воспринимали их как свою большую проблему, которую приходится постоянно исповедовать с покаянием.

ИСПЫТАТЬ НЕЧТО ОСОБЕННОЕ?

Почему-то у многих принято на исповеди хотеть нечто особенное пережить и испытать. А надо разделять исповедь и покаяние. Потому что покаяние – это когда человек просит у Бога прощения, сокрушается и даже оплакивает свой грех. И это может быть не обязательно на исповеди, а в любой момент дня и ночи.

А исповедь – от слова исповедать, то есть поведать Богу в присутствии священника. На исповеди может и не быть покаяния, сокрушения. Ведь не так просто каяться, когда в храме душно, за тобой очередь, твое внимание отвлекает множество других факторов и поэтому просто перечисляешь свои грехи. И этого не надо пугаться. Просто в данный момент ты свое покаяние как бы запечатываешь печатью. То есть, перед священником именно как перед свидетелем Церкви, окончательно произносишь свой грех, окончательно говоришь, что вот это было, и ты в этом раскаиваешься и ставишь некую точку в том, в чем ты просил прощения у Бога.

Так я иногда стараюсь утешать исповедников, что если в этот момент ты не чувствуешь каких-то внутренних слез, то это не страшно. Страшно, если ты их вообще никогда не чувствуешь, если ты  совсем никогда не испытываешь сокрушения сердечного, то это, конечно, проблема, это, конечно, беда.

Так что, и постоянно повторяемые грехи – от исповеди к исповеди – могут до этого быть раскаяны в момент их совершения – раздражения, обиды и прочего. И при этом изменения внутреннего состояния будут обязательно происходить, постепенно, внешне не сразу заметно, но обязательно будут.

БЕЗ УСИЛИЙ

Бывает, что человек формально исповедует одни и те же грехи,  внутренне с ними не борется, и  может легко совершать их снова. Это бывает с теми, кто никаких внутренних усилий для изменения себя не предпринимает, духовно не развивается. То есть, им сказали, что вот этот грех надо называть, это надо говорить, они и говорят, ничего при этом не чувствуя.

А прорыв в лучшую сторону бывает у тех, кто не воспринимает происходящее как норму. Они понимают, что покаяние должно что-то менять в них. И Господь, видя их усердие, их усилия, дает им залог благодати в сердце.
Залог – это когда ты почувствовал частичку той радости, которую Господь тебе даст потом, по завершении процесса очищения, во всей полноте.


Назад к списку