В КАЖДОМ ШАГЕ – НАША ЖИЗНЬ…… № 6-7 (148-149), июнь-июль 2019 г.

МЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧЕГО-ТО ЖДЕМ…

(Светлана Чеколаева). 

Мы каждый день чего-то ждем:
То волшебства, то манны с неба,
То осень с проливным дождем,
То торта с чаем вместо хлеба.

Мы ждем любви, ответных чувств,
Души родной с душою нашей,
Веселой свадьбы, крепких уз,
Ждем денег. Много и почаще.

Мы ждем улыбок и добра,
Цветов, без повода подарков,
Зимой холодной ждем тепла.
Мороза, если очень жарко.

Мы ждем цветения весны
И выходных, придя с работы.
Ждем исполнения мечты
И окончания полета.

Мы ждем, когда сгорят дрова,
А вместо ночи будет утро,
Когда закончится молва,
И каждый станет самым мудрым.

Поодиночке и вдвоем,
Всецело и порой отчасти,
Мы каждый день чего-то ждем,
И упускаем жизни счастье.

Часы не повернуть назад,
Холодный кофе пить невкусно.

Сейчас любите листопад,
Пусть осень – это праздник  грустный.

Когда идет сезон дождей,
По лужам прыгайте, как в детстве,
Целуйтесь в свете фонарей,
Цените этот час и место.

Ложитесь спать. Рассвет придет.
Он не зависит от желаний.
Весной растает в реках лед.
Без вас и ваших ожиданий.

Навек забудьте слово «ждать»,
Все может кончиться однажды.
Живите, чтоб счастливым стать,
И наслаждайтесь мигом каждым!

* * * * * * *

Придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак.

Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбил. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви.  Святитель Николай Сербский.

* * * * * * *

Бедный человек спросил у Бога: – Почему я так беден?

Бог ответил: – Ты не научился давать.

Бедный человек спросил: – А если у меня нет ничего?

Бог сказал: – У тебя есть несколько вещей: лицо, которое может улыбаться; рот: ты можешь хвалить или успокаивать; сердце: оно может быть открыто для других; глаза, которые могут смотреть на других с добротой; тело, которое может приносить пользу другим. Итак, в действительности мы совсем не бедны.

Бедность души – вот это настоящая бедность.

* * * * * * *

Если ты хочешь поистине ощутить Бога, ты должен уметь жить в той конкретной семье, к которой принадлежишь: уметь радоваться и уметь сочувствовать тому, кто тебя оскорбляет, кто тебя проклинает, кто тебя отталкивает, кто тебя не выносит, кто разговаривает с тобой по-хамски, кто тебя поносит, кто называет белое черным, равнину — горой, кто все относящееся к тебе толкует в прямо противоположном смысле.

Ты обязан понести слова ближних, потому что каждый из них будет говорить с тобой, исходя из своей боли. Когда ближний откроет уста, он будет говорить с тобой не так, как ты заслуживаешь, но соответственно тому, что у него в сердце. Если ему больно, если он человек грубый, невоспитанный, не обрезанный сердцем, жестокий, без любви, без Духа, без Бога, то так он и будет с тобой говорить. " … ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Евангелие от Матфея 12: 34-35).

Тебе нужно принимать людей такими, какие они есть. Если ты хочешь изменить их речь, их жизнь, их взгляд, их сердце, их отношение к тебе, то ничего у тебя не выйдет. Напротив, в твоем сердце восстанут брани, терзая тебя тем, что ты услышал, и заставляя печалиться. Тогда и ты начнешь давать отпор, желая отомстить за то, что тебе сделали. И действительно, мучается тот человек, который страдает, унывает, противоречит ближним и жалуется на них.  Он не понял, что ему необходимо именно то, что ему сказали или сделали.

Сомнительным было бы наше спасение, если бы ближний не был именно таким, какой он есть. А значит, я должен принимать его как бы он со мной себя ни вел, и при этом не только не возражать ему, но и любить его и чувствовать, что он мне нужен.

Напротив, если я не терплю ближнего, то мое сердце ожесточается и страдает, и в таком случае я теряю душевное равновесие. Действительно, те, кто не могут найти согласия с ближним и признать его, теряют душевное спокойствие, начинают оценивать все, что сказали сами и что было сказано им, обижаются и требуют объяснений: «Почему ты со мной так поговорил?» — «Да я не это хотел сказать, я хотел сказать другое, ты меня не понял». Они впустую тратят время своей жизни, наблюдая за ближними, становясь их рабами и пленниками. Более того, тот, кто не умеет общаться с ближними, замыкается не только душевно, но хочет обособиться и внешне, уйти в пустыню.

Когда у тебя возникает такое желание, твое сердце начинает ожесточаться и ты мрачнеешь. Ты гневаешься, раздражаешься, кричишь, становишься требовательным к ближним. Обвиняешь других в том, что у них нет любви. А на самом деле нет любви у тех людей, которые недовольны ближними, которые не могут принять их такими, какие они есть, пусть даже этот ближний — блудник, или прелюбодей, или эгоист, или бесноватый. А что у этих недовольных есть? Собственная неуравновешенность. И поскольку они сами не имеют любви, то думают, что ее нет и у других.  Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис).

* * * * * * *

О СОВМЕСТНОЙ МОЛИТВЕ СУПРУГОВ.

Очень важно, чтобы супруги научились вместе молиться. Поэтому не избегайте общей молитвы и молитесь вместе! Хотя бы две минуты, но встаньте оба пред Богом и помолитесь вместе. И увидите, что кто будет вместе молиться каждый день, те никогда не почувствуют проблем. Почему? Потому что наступит час молитвы, который все проблемы рассеет.

Когда пойдешь помолиться Богу, ты там смиришься. Помолишься вместе с супругой, и наступит первое умягчение, рана затянется и образуется мост.

Это еще благотворнее действует в случае с детьми. Очень спасительно, чтобы дети видели своих родителей молящимися вместе. Я знаю много семей, в которых молятся все вместе. Что тут скажешь? Верю, что в этих детях запечатлеваются самые хорошие образы, когда они видят отца опускающимся на колени, чтобы помолиться, как и свою мать тоже. Думаете, эта картина когда-нибудь изгладится из их памяти? Никогда. И ребенок так сильно начнет ценить своих родителей, так сильно их полюбит и будет почитать, что эта картина будет его самым мощным оружием, даже когда родитель не сможет дать ему никакого совета.

Доказано, что дом, в котором люди молятся, очень сплочен. Особенно если мы научимся, как водится в Церкви, вечером, перед тем как помолиться и лечь спать, просить прощения друг у друга, то есть сказать: «Прости, я сделал ошибку!» – и так отправиться спать. Ну, этот дом уже и не дом, а просто небо, это действительно всё самое лучшее, что может быть, это рай! Когда же начинается раздор, дом превращается в ад, и это страшно.

И не думайте, будто дети не понимают этого: у них колоссальная интуиция. Вспомните себя, когда вы были детьми, или, если у вас есть дети, понаблюдайте за ними. Внешне родители, может, ничего и не демонстрируют, не спорят в присутствии ребенка, но он все равно понимает, что у них проблема. Поэтому ответственность на родителей ложится огромная.

Поэтому очень важно, чтобы родители научились молиться вместе. Дети, которые рождаются в таких духовных состояниях, то есть после молитв супругов, имеют все предпосылки для полной гармонии своего духовного мира. В Ветхом Завете упоминается замечательный эпизод в случае с Товитом. Когда они поженились и вечером отправились в свою комнату, то, прежде чем делать что бы то ни было, встали на колени и помолились Богу так: «Боже мой! Благослови эту нашу связь и единение и дай нам благословенное дитя, благословенный плод, и сохрани нас во все дни наши, чтобы мы были благоугодны пред Тобою».

Понимаете, какие дети родятся при этих предпосылках и какой будет эта семья? А когда дети рождаются при самых плохих предпосылках: в грехах, страстях, сластолюбии и копировании срамных дел, то вы понимаете, что из этого получится. И это говорю не я один вместе с Церковью, но и психология. Сегодня есть целая наука «психология эмбриона», учащая о том, как важен момент, когда женщина зачинает в утробе ребенка, который несет в себе с этого момента генетический код.

Старец Порфирий всегда говорил об этом, это записано в его «Словах», он советовал супругам иметь очень гармоничные отношения перед тем, как зачинать своих детей, потому что тогда ты содействуешь приходу человека в мир. Осознаёшь ли ты, что становишься соработником Бога, содействующим тому, чтобы на этот свет появился человек? Ведь ты родишь не какого-нибудь зверя или котенка, не какую-нибудь мебель, а целого человека, ради которого Сам Бог стал Человеком. Митрополит Лимасольский Афанасий

* * * * * * *

Люди выглядят красивыми только среди людей. Это человек человеку кажется красивым. А больше никто на свете не замечает красоты человека. Природа не замечает красивых людей. Для неё все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения.

Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причём именно звери замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже растения и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека.

Но так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека. Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет ни одного примера, кроме как в абсурдных сказках, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека.

Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.

Люди кажутся красивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания. Может быть, это потому, что красота человека беспредметна в нравственной и духовной драме мира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразность по сравнению с его прототипной красотой? Или причина и в том, и в другом? Святитель Николай Сербский.

* * * * * * *

ПРИТЧА

Один человек ходил по округе, проклиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые, злобные слухи. В один прекрасный день он почувствовал раскаяние и, придя к священнику, попросил у него прощения. Он сказал, что готов на всё, чтобы загладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у себя дома подушку, распорол её и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить её не составило труда.

Сделав, как ему было сказано, он вернулся и доложил об этом священнику.

— А теперь, — сказал священник, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить причинённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.

* * * * * * 

​​​ ГОСПОДУ ОТЧЁТ

За каждый шаг и чувства, рвенье,
За тайной мысли тонкий ход,
За голос наш и губ движенье
Дадим мы Господу отчёт!

За взгляд очей, эффект минуты,
За отдых, сон и каждый вздох.
И за конфликт, в семье раздутый,
С нас объективно спросит Бог!

За наш язык, всех слов теченье,
За шутки, гнев, ненужный смех,
За все обиды, огорченья,
За каждый незаметный грех...

За лень, безволие и праздность,
За гордость, зависть и упрёк,
За суетливость, мутно-грязный
Души, характера поток...

Как мы больного посещали,
Как звали грешников к Христу,
Как узы братьев облегчали,
Как насаждали простоту...

Как мы родителей смотрели,
Воспитывали малышей,
Как мы трудились, пили, ели,
За ход короткой жизни всей...

Тебя о всём Он спросит лично,
Вмиг обнажив глубины тайн,

Во всём признаешься публично,
Себя к тому приготовляй.

Кому слугой был, как молился,
Серьёзно ль истину искал,
Как верил, бодрствовал, трезвился
И как дом Божий посещал.

Как относился к нищим, к бедным,
Как в сердце слабых унижал,
Боролся как с привычкой вредной,
Как духом к Господу пылал...

Проверь свой путь, себя и срочно,
Как ревизор, встряхни учёт.
Господь грядёт! Дадим мы точный
Ему за жизнь свою отчёт!!!

* * * * * * *

НАПОМИНАНИЕ

 Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень...

Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

 — Паршивец! Зачем ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

 — Простите меня, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

 Молодой человек помог усадить инвалида в кресло и отвез детей домой, все это время пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

 Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что ЕСЛИ ТЫ НЕ УСЛЫШИШЬ ШЁПОТ, ТО В ТЕБЯ ПОЛЕТИТ КАМЕНЬ.

* * * * * * *

Кто не поторопится сделать добро, тот его не сделает... Добро требует горячности. Тепло-хладным диавол не даст сделать добра... Он их свяжет по рукам и ногам, прежде, нежели они подумают о добре...

Добро могут делать только пламенные, горячие. Быть добрым может только в нашем мире молниеносно-добрый человек. И чем дальше идёт жизнь, тем больше молниеносности нужно человеку для добра... Молниеносность - это выражение духовной силы, это - мужество святой веры, это - действие добра, это - настоящая человечность.      Архиепископ Иоанн (Шаховской)

* * * * * * *

У одного мужа жена попала в больницу.

Живот заболел внезапно. Дальше все как-то очень быстро было, приехала «Скорая», осмотрели, увезли.

Муж от растерянности поехал следом до больницы. Потолкался там, узнал, что жену увезли на операцию. Ему велели пока ехать домой. А потом позвонить. Он вернулся в квартиру: там тихо. Вещи разбросанные лежат. Чашка с остывшим чаем. Главное, он все время, все последнее время ссорился с женой.

Денег не хватало.

А она транжирила деньги, покупала слишком много продуктов. Вчера купила клубники коробочку. Маленькую, за большие деньги. Пригоршня искусственных ягод за сумасшедшие деньги! Ну какая клубника зимой, скажите на милость! Они же не миллиардеры. Ещё крем купила. Вот баночка стоит у зеркала. Тоже дорогой слишком. Он ворчал и ругался.

На плите суп. Он сколько раз говорил, что не надо варить столько. Кто это будет есть, они же вдвоём живут! До сегодняшнего дня жили вдвоём, да. Он сел за компьютер. Он не хотел думать ни о чем; но тут же открылась реклама курорта. Она хотела на курорт, на море. Это очень дорогое удовольствие, он так и сказал.

Бездумная расточительность, когда надо платить ипотеку и расширять жилплощадь. «Двушку» поменять на «трешку». И яму надо под фундамент копать, строить дом. Машину менять пора… И не только это. Она слишком надолго занимала ванную комнату. Он сердился. Они ссорились.

А сейчас - ванная свободна. И в кровати можно хоть поперёк лечь. Никто не помешает и одеяло стаскивать не будет.

И можно курить в квартире. Никто не закричит: «ты с ума сошёл! Прекрати!». Можно пиво пить. Сколько влезет. И смотреть футбол или политические дебаты. А на диване лежит ее халатик с вышитым медвежонком. Скомканный второпях; она переоделась через силу. Он халатик расправил, сложил и заплакал, как трехлетний малыш.

Потому что одному ничего не надо. Одному плохо. Невыносимо одному в доме, где жили вместе, вдвоём. Зачем он ругался? Зачем экономил на мелочах? Впился в эту клубнику, как тарантул какой-то. Может, это последняя радость была у человека? Вот так он плакал один, вытирая слезы халатиком. От халата пахло женой. А потом позвонил и узнал, что все прошло нормально. Хорошо.

И побежал к машине как сумасшедший. За клубникой поехал и купил пять килограммов сразу. Много прозрачных коробочек с дорогими и не очень-то вкусными ягодками. Но у них все равно был немножечко клубничный вкус. Привкус. Вся палата ела клубнику и все хвалили. Жене пока было нельзя. Он раздал ягоды и сидел у кровати жены. Счастливый. Счастливый, как все, кто смог удержать то, что почти потерял.

Анна Кирьянова.

* * * * * * *

В том, что ты уверяешь, что любишь Бога видно высокоумие. А на деле только думаешь, что ты любишь Бога. Кто Бога любит, тот имеет и к ближнему любовь... Кто любит Бога, хотя бы тысячу оскорблений в день ему наносили, не раздражается и не сердится, не теряет внутреннего мира, с ним не бывает, что вдруг внутри все вспыхнет, так что от смущения и молиться не может, как это бывает с тобой.

Также из самой брани помыслов, которую ты испытываешь, можешь убедиться, что это тебе только кажется, что ты любишь Бога.

Святые отцы представляют такой пример: когда котел кипит, то никакая гадина, даже никакое малое насекомое не может приближаться к оному, будучи опаляемы горячестью котла. Если же огонь угаснет и котел остынет, то не только насекомые удобно садятся на него, но и разные гады смело влезают и спокойно лежат в нем. Так и огнь истинной божественной любви отгоняет всякие нечистые помыслы, а когда подобные помыслы сильно стужают человека, то это явный признак, что он не достиг еще в мере любви Божией.

Преподобный Амвросий Оптинский.

* * * * * * *

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. Странное противоречие: ведь то, что сделано в ожидании благодарности уже не добро, а корысть. Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Человек должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти, как письмена, написанные на воде. Этим он положит свое сокровище в надежный тайник.

Обычно люди не могут успокоиться, переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ, как будто их обманули. Схожую ошибку совершают те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, как бы закабаленные чужим добром. Они напряженно думают, что сделать или подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и этим унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью, то есть расплачиваться своей душой, как разменной монетой.

Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя рабская зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь и милостыню: ведь должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит психологический парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро. Поэтому в мире существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять цепь с шеи.

Архимандрит Рафаил Карелин.


Назад к списку