ВЗДОХНИ НА МОЛИТВЕ. ЛЮБОВЬ И ЭГОИЗМ. БЕРЕЖНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ. ИДОЛЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ. ВЕРА МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ. № 4-6 (170-172), апрель - июнь 2021 г.

ВЗДОХНИ НА МОЛИТВЕ. Святитель Николай Сербский

О ком бы ты ни вспомнил, стоя на молитве – о мертвых или о живых, воздохни: «Господи, помилуй!».
Если о враге вспомнишь, скажи: «Господи, помилуй!».
А какова сила этих слов, скажет тебе слепой Вартимей: слеп был и прозрел!
Скажет тебе прокаженный: «В проказе был и очистился!».
Скажет тебе одержимый: «Безумен был и вразумился!».
Скажет тебе расслабленный: «Болен был и исцелился!».
Скажет тебе умерший: «Мертв был и ожил!».
Скажут тебе апостолы: «Буря была и прошла!».
Скажет тебе грешница: «Грешила и прощена!».
Скажет тебе разбойник на кресте: «Беззакония творил и первым в раю обрелся!»

ЛЮБОВЬ И ЭГОИЗМ. Священник Анатолий Гармаев

Слепой любовь не бывает.  Движением сердца она видит в другом эгоизм-нелюбовь. Она знает, что это несовершенство и болезнь другого.

Он, другой, не прошел в своей жизни ступеней, на которых человек освобождается от эгоизма. Эти ступени ему еще предстоит пройти. И задача любящего – окружить его заботой на этом пути, собственным примером позвать к другому образу отношений и вовремя показать, каким он – другой образ отношений – может быть.

Это труднейшая задача супружеской жизни. В ней смысл семьи, в ней смысл жизненного пути, который люди проходят в качестве мужа, жены, родителей.

Семья, в которой пришли к пониманию этого смысла, не распадается.

БЕРЕЖНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ. Священник Анатолий Гармаев.

В отношениях супругов должна присутствовать бережность - тонкая поддержка другого, вдохновляющее одаривание своим вниманием, чуткостью и теплом.

Бережность к другому не допускает в адрес любого из супругов обижающих слов ни наедине, ни в присутствии посторонних людей.

Бережность переводит акцент размышлений с заботы о себе на заботу о другом.

Бережность к другому оберегает человека от любого сравнения, сопоставления жены или мужа с другими мужьями и женами.

Бережность к другому подобна солнцу, от которого непрерывно льется в окружающий мир жизненное тепло. В этих лучах легко и хорошо каждому, кто попадает в их поток.

Тончайшее душевное свойство человека — бережность — наполняет тем же теплом и того, кто излучает этот невидимый свет.

ИДОЛЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ. Митрополит Калужский и Боровский Климент.

Митрополит Климент сказал очень мудрые вещи о том, почему Бог отнимает мужей, детей, возлюбленных, работу и деньги:

"У каждого есть свои «египетские боги» — в них человек надеется обрести опору в своей временной жизни. У одних это деньги, связи, друзья, у других — карьера, власть. Для некоторых идолом становится собственный ребенок. Иные часами накачивают мускулы в тренажерном зале в угоду широко почитаемому сегодня фетишу — телесной привлекательности. Кто-то сидит часами с гаджетом. Мало ли идольских разновидностей!

Еще почти полторы тысячи лет назад святитель Исидор Севильский назвал ветхозаветный Египет образом «века сего», признавая: «То, что происходило с египтянами зримым образом, теперь духовно происходит с нами». По мысли святителя, «век сей» — понятие вневременное. Это не эпоха, в которую мы живем, а внутреннее стремление к земному комфорту. «Век сей» существует с момента грехопадения. Он проявляется в готовности человека потратить все отпущенное ему Богом время на минимизацию неизбежных проблем и получение максимального удовольствия в земной жизни, в стремлении иметь радость здесь и сейчас.

Но вмешивается Бог и разрушает наши призрачные опоры. Как в Древнем Египте во времена фараона, так и ныне, всесильный Господь посрамляет идолов, какие бы обличья они ни принимали. Кто-то надеялся накопить денег на квартиру, но разразился кризис, произошла деноминация, и все деньги обратились ни во что. Кто-то сделал жизненную ставку на карьеру, однако началось сокращение рабочих мест, и неожиданно он потерял работу. Или, например, до революции люди из поколения в поколение наживали имущество, приумножали свое состояние, но пришли к власти большевики и все национализировали.

Конечно, такого рода повороты жизни человеку трудно воспринимать бесстрастно, на это способны лишь святые. Но надо постараться понять, что все это происходит не случайно, а с благой для человека целью — оторвать его от пагубной привязанности к преходящему миру и восстановить живую связь с Творцом. Чтобы в подобных ситуациях земля не уходила из-под ног, надо полагать цель своей жизни в Боге, а не в земном богатстве и благополучии — в том, что в любой момент может исчезнуть, не оправдать наших надежд.

Христос приводит немало примеров таких «неправильных привязанностей», на которые тщетно уповают люди. Так, притча о безумном богаче повествует о человеке, который получил огромный урожай и решил: «Сломаю ветхие амбары, построю новые, более вместительные хранилища и буду жить без забот: есть, пить, веселиться в свое удовольствие, ведь я этого достоин». Господь же говорит ему: «Бедный, ты и не подозреваешь, что ближайшая ночь — последняя в твоей жизни» (ср. Лк. 12, 16—20). Все надежды этот богач возложил на свое богатство, полагал, что оно его прокормит, защитит, обеспечит престиж и положение в обществе. А на деле ему не пришлось воспользоваться и малой его частью.

Казни Божии — будь то внезапные несчастья, болезни или другие лишения — являются следствием ненормального духовного состояния людей. И во время всемирного потопа, и при разрушении Содома и Гоморры, и в Египте, и ныне Господь прибегает к тем действиям, которые только и способен понять духовно одичавший человек. В первой египетской казни — превращении воды в кровь — блаженный Августин усматривает именно такую адекватность Божьего воздействия, когда «грешники плотским образом осознают причины вещей духовных». Человек может настолько сильно огрубеть душой, стать таким «плотским», что пробудить его дух не могут ни Божественные откровения, ни чудеса. Для вразумления такого грешника Бог «вынужден» применять удары, бедствия, катастрофы, которые способны отрезвить его, отвлечь от погружения лишь в земные интересы.

Причем «плотской» человек — это не обязательно грубый дикарь или опустившийся алкоголик. Плотской человек может быть и утонченным интеллектуалом, стильно одетым, воспитанным, с изящными манерами. Он может иметь глубокие познания в науке, искусстве, технике, быть выдающимся художником, врачом или богословом. Определяющей характеристикой плотского человека является ограниченность его жизненных целей рамками временного бытия. Вся его деятельность обращена на устройство земного существования. И чтобы спасти его, Бог начинает действовать...

Почему мы не распознаем кроткие предупреждения Господа, не прослеживаем цепочку нарастающих Божественных предостережений: «Остановись, человек, это опасно для тебя!»? Почему не благодарим Бога за получаемые от Него благодеяния? Видимо, таково после грехопадения прародителей свойство нашей природы: человек трудно отзывается на добро. «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17) — вопрошает Христос, когда поблагодарить Его за исцеление пришел только один из просивших о явном чуде. А вот на скорби и болезни мы реагируем более живо. И Бог применяет то, что действует.

Господь предпочитает такие средства, потому что не хочет нам вечной погибели. Он создал человека для радости, для высшего духовного наслаждения, непреходящего блаженства. Мы получали бы все возможные блага в течение всей нашей временной жизни, если бы это не лишало нас важнейшего — единства с Творцом. А поскольку наша немощная воля нуждается в биче, наша земная жизнь, по выражению преподобного Исаака Сирина, проходит путем скорбей".

ДИАЛОГИ: «МУЖ У МЕНЯ…» (инет)

Пришла молодая женщина к старой вдове, которая служила в церкви постами и молитвою.
- Муж у меня не добрый, не ласковый… Мало времени со мной проводит. Работа у него, друзья…
- А ты?
- А что я?
- Ты любишь его? Добрая? Ласковая?
- Я-то люблю. Только… за что его любить? Приходит домой – сердится, ругается…
- На что сердится?
- Разное бывает… Ужин не успела приготовить… В раковине посуда грязная… Или еще что-то. У меня ведь не семь рук. Двое детей. Младшего в садик. Со старшим после обеда уроки учить. Накормить, постирать… Вы же знаете, как это – с детьми.
- Знаю, милая, знаю. И вот что тебе скажу. Дети с тобой не навсегда. Помни об этом. Сыновья вырастут и уйдут. Другая женщина станет для них всем. А вот мужа Бог дает одного и до смерти. Отодвинешь его детьми – жизнь всей семье сломаешь. И сыновей так научи. «Ожидаем папу…», «Убираем для папы…», «Готовим папе…», «Стол накрываем – скоро папа придет…».
Чти мужа! Пусть дети это видят. Тогда и ты любовь увидишь. Раньше с работы придет… Друзей забудет… Вниманием одарит, заботой, ласкою… Сам сделает все, что ты не успела.
- У вас с вашим мужем так было?
- Не всегда. Много лет я служила в церкви, но… не знала, какой Господь видит меня в семье. Теперь часто об этом плачу… Бог так много нам дал, чего мы из-за незнания или гордости так и не смогли взять. Я думала, муж должен меня любить… Не напоминала себе, что я люблю его. Не спешила показать ему это делами. Оправдывалась усталостью, детьми… Так год за годом в нашем доме искрила коса о камень. Пока дом не опустел… Не отдавай свое время и свои чувства огорчениям. Каждую минуту, каждую секунду жизни отдай любви. Если в этом Богу не угодишь, все остальное – тщета. Неверные в малом не примут и большего. Люби, милая… Увидишь, как в твоем доме расцветет счастье… Круглый год будет цвести это дерево в ваших сердцах. До последнего вашего вздоха…

ВЕРА МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ. Протоиерей Алексей Уминский.

— Правда ли, что женская и мужская вера как-то различаются, проявляются по-разному?

— Конечно, и это описано в Евангелии. Есть образ апостолов, а есть образ жен-мироносиц. Это образы женского и мужского отношения не к самой вере, а к проявлениям веры. Поэтому, когда женщина встречает Христа, она не должна ожидать таких же, как у нее, проявлений веры, таких же чувств от мужчины. Он по-другому это будет видеть! И ее глазами, ее сердцем, ее чувствами этот путь он пройти не может.

— Если перекладывать это на современный мир и на нашу действительность — как эти различия проявляются?

— Мир Евангелия — он всегда современный, так что ничего перекладывать не надо. Просто каждый может в этом узнать себя. Апостолы не пошли рано ко Гробу, потому что они, как мужчины, понимали: это безумие! зачем идти ночью ко Гробу, если он завален тяжелым камнем, который сдвинуть человеку не под силу, и там к тому же стоит римская стража?! Бессмысленно, бесполезно! А жены-мироносицы — пошли. Им хотелось исполнить все до конца, пусть это будет непрактично, нерационально. Они поступили вопреки логике — и стали первыми свидетелями Воскресения.

Мы видим, как женщины оказываются у Креста, а мужчины разбегаются — все, кроме апостола Иоанна. Но при этом мужчины восходят на Фаворскую гору, при этом перед апостолами совершается таинство Евхаристии. И все главные тайны Царствия Небесного сначала открываются им…

Прекрасная внутренняя иррациональность в каком-то смысле облегчает женщине путь к вере, поскольку вера — это уверенность в вещах невидимых. А у мужчин их излишняя рациональность, с одной стороны, иногда выступает препятствием к вере, а с другой стороны, способствует более глубокому ее осмыслению. Так что мужчины и женщины дополняют друг друга в Церкви. Поэтому и семья — это образ Церкви.

ВО ВРЕМЯ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ. Игумен Нектарий (Морозов).

В одной из книг архимандрита Лазаря (Абашидзе), грузинского духовного писателя и публициста, ныне уже покойного, были такие слова: чем больше враг гнет тебя к земле, тем больше ты должен стремиться к Небу. Казалось бы, как это возможно — еще больше стремиться ввысь, когда тебя гнут к земле? Но и у преподобного Иоанна Лествичника есть другие, похожие слова: когда мы бываем боримы, из того мы познаём, что мы противоборствуем .

Есть сила действия и есть сила противодействия. И в жизни бывает так, что слабый человек в какой-то момент может оказать сильному, нападающему на него, совершенно неожиданный отпор, превосходящий ту силу, которая приложена к нему. Когда это бывает? Это бывает в тот момент, когда в человеке происходит мобилизация всех его сил, и внутренних, и внешних, телесных. Сильный человек, нападая на слабого, не рассчитывает на такую мобилизацию — он просто видит перед собой того, с кем, с его точки зрения, он справится без труда. А слабый человек может мобилизовать свои силы, поняв, какая перед ним угроза. И победить сильного. Это, повторюсь, реально работающий механизм. Это надо знать и пользоваться этим.

То же самое происходит и в самых разных жизненных обстоятельствах: когда мы противостоим какой-то внутренней проблеме, страху или чему-то другому, что, как нам кажется, превосходит нас во всех отношениях. Приведу для иллюстрации самую простую ситуацию: ребенок боится темноты. У него есть два выхода: либо всегда спать со включенным светом и никогда не преодолеть этот страх, либо — гасить свет, ложиться спать и говорить себе: «Даже если со мной что-то случится… пусть случится. Пусть лучше случится самое страшное, чем я всю жизнь буду жить в страхе. Поэтому я выключу свет, а потом еще встану и обойду в темноте всю квартиру, заглядывая в каждый угол, и увижу, что там никто и ничто не прячется».

И как только человек оказывается готов на полшага опередить то, что его гнетет, пугает и подавляет, он тут же перерастает это. Вот почему очень важно жить, постоянно в чем-то себя преодолевая. Мне страшно сказать какое-то слово, а я не только скажу это слово, я сделаю больше. Мне страшно сделать какое-то дело, потому что я не знаю, получится у меня или не получится, а я все равно за него возьмусь и буду делать. А получится оно или не получится — это уж как Бог даст.

Я помню, как в детстве наблюдал такую ситуацию: дети пришли в бассейн, в школу олимпийского резерва по плаванию. Из тех, кто стремился туда попасть, отбирали очень немногих, и естественно, приходили туда те дети, которые умели плавать, и плавали достаточно хорошо. Среди них был один маленький мальчик: он пришел вместе со всеми и совершенно спокойно прыгнул в воду, после чего… камнем пошел ко дну, потому что плавать он, как выяснилось, не умел. А бассейн был глубокий, не детский. Этого мальчика оттуда выловили и, как ни странно, взяли, хотя он и по росту, и по другим физическим данным не совсем подходил. Но он не усомнился прыгнуть со всеми. Это не является, конечно, примером разумного действования или примером рассудительности, однако это является примером такой отваги и мужества, которые необходимы для того, чтобы идти вперед.

И, еще раз скажу: в человеке заложен колоссальный потенциал перерастания себя. На самом деле человек гораздо больше, чем он есть в наличном своем состоянии. Человек — это великан, «свернутый» до лилипута. И в нем способность стать великаном — присутствует. Просто эта способность раскрывается только в том, кто раз за разом решается на перерастание себя. На самом деле, когда человек решается на преодоление себя, своих боли, страха, своей ограниченности в том или ином виде, он узнаёт, что на самом деле он — больше себя. Фактически — безгранично больше. И чем чаще человек на такое преодоление решается, тем больше он это понимает и ощущает.

Но, естественно, если человек пытается перерасти себя, просто хорошо о себе думая и в качестве фундамента для этого перерастания полагая всю свою гордость, всё свое «я» и свою самость, — ничего хорошего он не добьется. В еще большей степени его будут перерастать его гордость и самооценка. Когда же он преодолевает себя с пониманием того, что все, что в нем есть, дал ему Бог, призвавший его к такому труду над собой; что Господь следит за каждым его шагом и помогает в каждый момент его жизни — тогда, конечно, человек будет меняться. И меняться так, как должен, без гордости и самомнения, но с благодарностью Богу, давшему ему то, что позволяет ему быть больше, лучше, совершенней, нежели он был.

Именно это осознание и помогает человеку, кем-то деформированному, кем-то изуродованному, стать самим собой, стать тем, кем его хочет видеть Господь. Может быть, люди, окружавшие меня, хотели, чтобы я был таким, каким они хотят меня видеть, и я вырос боязливым, неуверенным в себе, не знающим, чего я хочу от жизни. Но если во мне хватит внутренней смелости увидеть, чего от меня желает Господь,— усмотреть, уяснить это для себя из Евангелия,— то я сброшу с себя всё то, что на мне было, и не буду оглядываться назад, а пойду туда, куда меня зовет Господь. И стану там другим человеком. Не забыв при этом тех, кто не давал мне жить как должно, а постараюсь, может быть, и им помочь, потому что и в этом будет заключаться мое перерастание себя. Ведь, если я побегу от них и брошу их, то это будет все-таки слабостью и трусостью. А у меня должно хватить сил и на себя, и на них. В какой-то момент, может быть, только на себя, но потом обязательно и на них.

Книга "Путь к свободе".

ПРАВО НА РАДОСТЬ. Игумен Нектарий Морозов.

Это то, о чем приходится регулярно говорить во время пастырских бесед и консультаций с самыми разными людьми, церковными и нецерковными.

И как же часто сталкиваешься с тем, что человек искренне убежден, что конкретно у него такого права нет.

 Право на труд, право на разочарования, скорби, болезни, но только не на радость.

А между тем именно для радости создал нас Господь. И Он, а не кто-то другой, говорит ученикам, а в их лице и всем верующим в Него: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11).  И апостол Павел заповедует: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).

Да, не все умеют радоваться, не у каждого человека сформировался соответствующий навык, но если и так, то радоваться обязательно надо учиться, открывая для себя источники радости, из которых первый – Сам Господь.

 Обязательно ли это?

 Думаю, что однозначно так. Ведь если мы не радуемся жизни, если не видим, как она, несмотря ни на что, хороша, то как же мы сможем поверить, что она – не что иное как дар Божий? Как сможем искренне и от сердца за этот дар благодарить?

 Скорее всего, никак.

Поэтому повторю: у нас у всех есть право на радость.

И больше того: есть, как мы видим, и соответствующая апостольская заповедь, а значит, радоваться - уже не только право, но и долг. Радостный.


Назад к списку