ПОДСКАЗКА ДНЯ ОТ ПСИХОЛОГА. ПОЧЕМУ НАС ЗАДЕВАЕТ КРИТИКА? ЧЕРНАЯ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. КАКАЯ МОЛИТВА БЫВАЕТ УСЛЫШАНА? СТРАШНО ЛИ МНЕ? СТРАШНО, НО ИНТЕРЕСНО. ЗАДАНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ. № 1-2 (179-180), январь- февраль 2022 г.

РАЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ.

Только спокойная вода правильно отражает небо, а покойный человек - ситуацию.

* * * * * * *

Если вы задумали что-то нехорошее за спиной другого человека, не забудьте обернуться...

Вы увидите, что за вашей спиной уже выстроилась очередь желающих сделать то же самое для вас.

* * * * * * *

ПОДСКАЗКА ДНЯ ОТ ПСИХОЛОГА МИХАИЛА ЛИТВАКА

1. Я не знаю пути к успеху. Но я знаю путь к неудаче — это желание понравиться всем.

2. Нет мужской или женской логики, есть умение или неумение грамотно мыслить.

3. Хочешь узнать своего главного врага?  Посмотри в зеркало. Справься с ним — остальные разбегутся.

4. С друзьями общаться приятно, а с врагами — полезно.

5. Есть единственная уважительная причина разрыва отношений и увольнения с работы — невозможность личностного роста в сложившихся условиях.

6. Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.

7. Не гонись за счастьем, а найди то место, где оно водится. И счастье само тебя найдет. Могу подсказать то место, где водится твое счастье, — это ты сам. А путь к нему — максимальное развитие всех своих способностей.

8. Счастье — это «побочный продукт» правильно организованной деятельности.

9. Если кто-то упрекнул тебя в неблагодарности, сразу же выясни, сколько стоит его услуга, рассчитайся и больше не имей с этим человеком дела.

10. Если ты кому-то хочешь что-то доказать — значит, ты живешь ради того, кому хочешь это доказать. Если ты живешь ради себя, то тогда нет необходимости кому-то что-то доказывать.

11. Чтобы узнать, как к тебе относятся люди, расскажи им о своих планах и мечтах. Тот, кто испытывает к тебе скрытую ненависть, будет их критиковать. Тот же, кто желает тебе лучшего, подскажет, как это сделать.

12. Общаясь с человеком, помни, что он о себе хорошего мнения.

* * * * * * *

ПОЧЕМУ НАС ЗАДЕВАЕТ КРИТИКА?

На одном из своих тренингов Джек Кенфилд (один из авторов фильма «Секрет») показал на примере, как и почему мы с вами реагируем на критику.

Он подошел к одной из участниц и сказал: «Я провожу множество семинаров и лекций, но впервые у меня среди слушателей настолько глупый человек».

Однозначно девушку это сильно задело, и она расстроилась. Но Джек успокоил ее тем, что это всего лишь упражнение и у него есть продолжение.

Он снова посмотрел на нее и в этот раз произнес: «Я провожу множество семинаров и лекций, но впервые у меня среди слушателей человек с зелеными волосами». В этот раз девушка рассмеялась.

— Почему вы смеетесь? — спросил ее Джек.

— Потому что нет у меня никаких зеленых волос.

— Почему же тогда вы разозлились на меня в первый раз?

Критика задевает нас только если мы сами о себе думаем то, что говорит критикующий. Если мы уверены в себе и точно знаем, что мы умны, красивы, стройны, щедры, то, что бы ни говорили нам другие, мы будем знать, что это неправда.

Люди находят критику в постах, песнях, взглядах, шутках и мемах. Находят ее там, где чаще всего ее вообще нет. Каждый раз чувствуя себя расстроенным из-за того, что о вас сказали другие, просто задайте себе вопрос: не мои ли это «зеленые волосы?» И посмотрите на это как на возможность, благодаря которой можно вырасти.

Алла Клименко.

* * * * * * *

ПОДУМАЕМ...

У Казанского собора.

Мужчина вдохновленно:

- А у нас молитва по соглашению, чтобы Господь отодвинул время своего второго пришествия!

Собеседник смотрит удивленно.  Пауза...

- Ничего себе - невеста молится о том, чтобы жених подольше не приходил… Вот так любовь…

* * * * * * *

ЧЕРНАЯ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ (притча)

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден!

Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

— Смерти! — закричали его слушатели.

— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.

* * * * * * *

КАКАЯ МОЛИТВА БЫВАЕТ УСЛЫШАНА?

И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?» В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить: «Господи, помоги мне»? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь ему? За кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом и делом, или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой? И когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним: помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело — либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», — то Господь услышит нашу молитву.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

* * * * * * *

СТРАШНО ЛИ МНЕ? СТРАШНО, НО ИНТЕРЕСНО. Пётр Мамонов.

— Тропа у людей одна: мы все уйдем из жизни. Вчера я, двадцатилетний, бегал по улице Горького — и вот уже завтра умирать. Без аллегорий.

Страшно ли мне? Страшно. Дело ведь небывалое. Но интересно очень! Там же Господь, Вечность.

Не готов. Очень много всякой гадости. Но за что я себя ругаю и какого цвета у меня трусы, вам знать не обязательно. Это дело мое. Извините... Пушкин нам ответил: «Я с отвращением листаю жизнь свою, но строк позорных не смываю». Мой ответ такой же, как у него.

Сидим мы как-то с Ванечкой Охлобыстиным на съемках фильма «Царь», гримируемся и разговариваем о том, кто что читал и слышал о вечной жизни. Гример говорит: «Ой, какие вы смешные!» Я ему: «А когда предстанем перед Творцом, вообще обхохочешься». Ведь с нашими совестями такими-сякими, с нашей жизнью такой-сякой надо будет глядеть в глаза Богу, который за нас отдал жизнь свою на кресте...

Не надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется. Все крупные ученые — верующие. Все мои знакомые врачи, которые имеют дело с жизнью и смертью, — веруют.

О клинической смерти оставлены тысячи свидетельств, доказывающих, что конца нет. Эйнштейн в существовании Бога не сомневался, и Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев. А какая-нибудь Леночка семнадцати лет заявляет: «Что-то я сомневаюсь, что ваш Бог есть...» А ты почитай сначала, изучи вопрос, тогда и скажешь. Но она же этого не делает, просто языком болтает. Это как в метро вошел, увидел схему — кольцо какое- то, разноцветные точки. Махнул рукой: «А, фигня, поеду сам». Так и будешь по Кольцевой всю жизнь ездить.

Приходит один алкоголик: «Дай!» Я говорю: «Толик, не дам, подохнешь...» Он говорит: «Все умрем». Не стал ему объяснять, что важно, как мы умрем! Одно дело — за правду и совсем иное — от водки. Понимаете, как интересно? Богу не важны наши поступки, ему нужен мотив: зачем мы это делаем, зачем мы живем, зачем вы приехали, зачем я c вами разговариваю. Чтобы рекламу делать? Да тьфу, не в этом дело. Может, кто что услышит, может, задаст вопрос: а что завтра будет? Смерть грешника люта. Каким уйдешь, погибнешь, таким и будешь в вечной жизни. Самоубийцы выходят из окна. В том ужасном состоянии, в каком погибнешь, и застынешь, дружок, в вечности. Таким и будешь. Там изменения нет, потому что нет воли, нет тела. Тело и есть наша воля к изменению.

На съемках «Острова» я должен был ложиться в гроб. Три раза из него выскакивал — не выдерживал. Строгая вещь — гроб: лежишь, стеночки узенькие — и ничего больше нет. Даже Евангелия, чтобы почитать. Что собрал в душе, с тем и лежишь. Блатные правильно говорят: в гробу карманов нет. В вечность мы возьмем то, что потрогать нельзя, — то, что уступили, простили, отдали. Блаженнее же отдавать, чем брать. Прикиньте на себя: отдали — и как хорошо на душе! А получили подарочек, ну, пять минут на кухне порадовались, поставили его на табуретку, и... прошла вся радость.

* * * * * * *

ЗАДАНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве.

 

— Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешел на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне — никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост?

— Мне кажется, начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковленные люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь — это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша, ее сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач.

Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста потрудиться над тем, чтобы искоренять ее. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.

Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка.

Далее. У каждого человека есть какие-то свои «грешки», с которыми он никак не может расправиться. Мы знаем, что когда человек приходит в Церковь, то Господь по Своей благодати дает ему силы не повторять наиболее грубые, наиболее тяжкие грехи, которые еще называют смертными: убийство, воровство, блуд и тому подобные вещи. Поддерживаемый согревающей благодатью Божией, человек имеет силу удерживаться также и от многих грехов, которые вроде бы не столь тяжкие, но в совокупности так же нас тянут на дно и в бездну адову.

Но в свое время Господь эту благодать отнимает, чтобы человек научался сам стяжать ее, учился понуждать себя к несению креста, о котором говорится в Евангелии. И тут начинается самое трудное. Нужно жить, памятуя о том блаженном состоянии, которое было у нас, когда мы только воцерковлялись. Тогда мы как на крыльях летали, воздерживаться от греха для нас не составляло никакого труда. Нужно помнить об этом радостном, ангелоподобном состоянии и стремиться вернуть себя к тому чувству, которое мы имели при воцерковлении.

Нужно помнить, что сразу все не получится. По своему человеколюбию от многих грехов Господь не избавляет христианина. Почему? Чтобы человек имел подвиг, чтобы он не получил все задаром. Ведь как только мы в чем-то преуспеем, у нас тут же задирается нос, мы начинаем считать себя не такими, «как прочие человецы». Мы начинаем превозноситься. Во избежание этого, по слову Серафима Саровского, Господь людям, любящим Его, часто попускает впадать в какие-то тяжелые грехи, чтобы они не впали в еще больший грех — высокоумие.

Поэтому двигаться нужно шаг за шагом. Уже будет достижением, если получится в течение поста воздержаться от гнева, не осудить в двух из десяти случаев. Если мы сможем хотя бы половину постных дней провести без телевизора или социальных сетей, это уже будет результатом поста. И эта благая привычка рано или поздно обязательно выработается в нас и останется с нами уже на все время.

— На приготовление постных блюд человек тратит много времени и сил. Получается, что, понимая, что Пост — это не про еду, все равно начинает воспринимать его именно с «гастрономической» точки зрения…

— Тут нужно в очередной раз себе напомнить общеизвестное замечание, что пост телесный — воздержание в пище — является только средством для достижения поста духовного. Настоящий пост — это воздержание от греха во всех проявлениях.

Понятно, что «сытое брюхо к молитве глухо». И потому воздержание от той пищи, которая утучняет, делает человека ленивым, необходимо. Но нужно понимать, что пост без Евхаристии, без покаяния, без исповеди — это не более чем диета. Не надо думать, что, лишая себя каких-то определенных продуктов питания, мы этим угождаем Господу. Это — не пост, не воздержание от греха, не борьба со своими страстями, а только диета, которая является одним из проявлений заботы о своем теле, одним из проявлений гордыни, потому что человек стремится попостившись похудеть, постройнеть и так далее. Такой метод к Богу не приближает.

— Не теряется ли аскетический смысл, если воцерковленный человек покупает дорогие морепродукты, заказывает постную еду в кафе и ресторанах?

— Дело в том, что все-таки морепродукты — это уже в некоторой степени изыски, и по карману далеко не каждому человеку. Тем более, в глубинке.

Также важно помнить, что поститься нужно в той традиции, которая сложилась именно в Русской Церкви. А у нас о том, чтобы во время поста нести какие-то сверхрасходы, речь не идет.

Вообще для человека опасно жить по принципу «сам себе режиссер». Изучив несколько книг, сконструировав для себя какие-то определенные рамки поведения, он начинает считать, что может таким образом приблизиться к Богу. Не нужно обольщаться. Это все равно, что человеку, имеющему хроническую болезнь, лечиться по Большой медицинской энциклопедии. Результат предсказуем.

Без духовника, который знает состояние человека, знает все движения его души, все особенности его характера, на мой взгляд, нормально поститься для христиан невозможно. Ни поститься, ни вообще жить по-христиански.

— Во время Великого поста мы стараемся чаще исповедоваться. Минимум — раз в неделю, а ведь хочется и на Литургию Преждеосвященных Даров попасть… Как тогда готовиться к исповеди? Невозможно же так часто искренне переживать покаяние.

— Нельзя доверять своим субъективным ощущениям и думать: «У меня сейчас есть покаяние, а в какой-то момент у меня его не будет. Если я буду реже исповедоваться, мне будет лучше. И, наоборот, если я буду чаще исповедоваться, значит, смогу глубже осознать Причастие». Все это будет неправильно.

Правильно причащаться и исповедоваться — так, как скажет ваш духовник, который знает лично вас, который знает вашу душу. Опять же, если провести параллели с медициной, то одно и то же заболевание у разных людей лечится различными способами. Всегда учитывается возраст человека, наличие других хронических заболеваний, совместимость с тем или иным лекарством. В соответствии с этим и назначается лечение. Так же не существует универсальных советов, которые подходили бы всем без исключения православным христианам.

Конечно, есть истина, которую Господь явил в Евангелии. Есть учение Святых отцов. Но все это применять к себе по своему разумению крайне опасно и может привести совершенно к непредсказуемым духовным травмам. Поэтому лучше не доверяться своим субъективным ощущениям и советоваться с духовником.

Тем более, сейчас нет проблемы найти духовника. Возможно, это было сложно в советское время, когда священников было крайне мало.

— Что вы посоветуете читать во время Великого поста?

— Я бы посоветовал найти переводы великопостных богослужебных песнопений, канонов, стихир и тому подобного. Или купить книгу, которая называется «Постная Триодь», и хотя бы некоторые песнопения из нее каждый день прочитывать. Они настраивают на молитвенно-покаянное состояние. Как говорил Феофан Затворник, человеку, который внимательно читает «Постную Триодь», уже не нужны никакие другие богословские книги.

А в остальном каждому человеку подходит что-то свое. Повторяю, лучше посоветоваться со своим духовником, который знает вас хорошо, знает особенности вашего характера, знает, что вы, как православный христианин, из себя представляете.

— Принято говорить, что современному человеку тяжело поститься. Особенно жителям больших городов, которые жалуются на то, что трудно сочетать ритм рабочей жизни и литургической, порой кажется, что они вообще существуют параллельно… Как можно выйти из этой параллельности?

— Расскажу из своего опыта. Я воцерковлялся, когда учился в медицинском институте. Это были последние годы советской власти. Еще вроде бы господствовала коммунистическая идеология, но уже намечалась серьезная в религиозном отношении оттепель.

Я ни от кого не скрывал, что хожу в храм, что пощусь. Все знали, почему во время постов в столовой я беру стакан компота и кусок хлеба. Никаких вопросов не возникало, потому что человек, который исповедует открыто свою веру, не стесняется ее, не прячется, не двоедушничает, вызывает только уважение.

Увы, приходится встречать людей с двойным, тройным дном. На работе он один, на учебе другой, в семье — третий. С одними друзьями он ведет себя так, а с другими совсем по-иному, в храме вообще полностью преображается. Такие люди мало у кого вызывают уважение, почтение и, на мой взгляд, это самый яркий случай антипроповеди. Все-таки христианин должен быть христианином во всех случаях своей жизни, и вести себя по-христиански во всех ситуациях.

А разговоры о том, что горожанам тяжело поститься, кроме разве что улыбки ничего не вызывают.

Почти все мы вышли, что называется, из простого народа: мало среди нас потомков аристократов или дворян. Мы знаем, как жили, трудились люди на земле, на заводах. Это был тяжелейший труд, и все равно верующие находили возможность поститься. А ведь тогда не было супермаркетов, не было изобилия продуктов…

Так что когда говорят: «Как нам в городе тяжело! Экология плохая, мы устаем и не можем нормально поститься», — это не более чем неискренние оправдания своего греха.

Или вот совсем недавно молодой человек говорит мне: «У меня нет сил каждый вечер читать вечерние молитвы. Я устаю, и когда начинаю молиться, у меня слипаются глаза». Спрашиваю: «Скажите, чем вы занимаетесь, когда приходите домой?» В ответ слышу: «Сначала ем, потом сажусь за компьютер, часа на два…». Конечно, пока на письма ответишь, пока посмотришь, что пишут в социальных сетях, полайкаешь записи друзей в фейсбуке, на вечерние молитвы уже никаких сил не остается.

Человеку нужно начать дисциплинировать себя, понуждать. Ведь по-славянски известное правило Евангелия звучит: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). То есть Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Когда человек перестанет потакать себе, перестанет плыть по течению, а начнет хоть как-то противостоять притягательности греха, только тогда он сможет пусть чуть-чуть, но преуспеть.

С НАСТУПАЮЩИМ ВЕЛИКИМ ПОСТОМ,

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!


Назад к списку