Гляжу в тебя как в зеркало... №8(18), август 2008г.

В этом выпуске мы продолжаем познавать духовную мудрость из уст
Паисия Афонского.

Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других как в зеркало.
Каждого Бог наградил дарованием, необходимым для того, чтобы получать пользу, - независимо от того, используем мы это дарование во благо или нет. Если человек применяет дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности, либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу  для того, чтобы от них освободиться. А до тех пор нам нужно «смотреться» в недостатки ближнего и выверять по ним себя. Например, увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же поискать такой же в себе.  И если поиск окажется успешным, то немедленно подняться на борьбу с ним. А если вы в себе такого же недостатка не находите, тогда следует сказать себе: «Этот недостаток моего ближнего по сравнению с моими ничтожно мал». Ведь иногда твои недостатки могут в действительности быть меньшими, однако и смягчающих обстоятельств у тебя меньше (смягчающими можно считать только те обстоятельства, в которых ты не в силах что-либо изменить). Если человек исследует себя таким образом, то видит, что его изъяны больше, чем несовершенства ближнего. А потом он начинает видеть в ближнем и его добродетели. «Дай-ка я посмотрю, - говорит такой человек, - есть ли эта добродетель у меня? Нет. Ох-ох-ох! Как же я ещё далёк от того духовного состояния, в котором должен находиться!».

Совершая такую работу, человек от всего получает помощь, изменяется к лучшему,  совершенствуется. Он получает пользу от святых, получает пользу от подвижников, получает пользу даже от людей мира сего. Например, увидев как мирской человек, не считаясь с собой, приносит себя в жертву ближнему, христианин, проводящий духовную работу, говорит: «А у меня есть такая добродетель? Способен я на такую жертвенность? Где там!».  И, таким образом, он старается подражать увиденному добру.

У нас – то есть у всех людей – столько работы! Благий Бог премудрым образом всё устраивает для нашего блага.

А если ты нашёл и в себе такую же добродетель, как и у ближнего, то не преврати свою находку в грех – не возгордись!

К сожалению, как правило, свою гордость мы обнаруживаем задним числом, когда уже впали в этот грех. Задача заключается в том, чтобы увидеть её ещё до падения.
Если тебе говорят, что ты сделал что-то доброе, не чувствуй удовлетворения. Не давай похвале прилипать, цепляться за тебя.  А помочь в этом может только познание себя. Если человек познал самого себя, то всё – вопрос закрыт.
После этого похвалы становятся инородными телами: они к нему уже не прилипают. Например, если человек знает, что он оборванец, то к нему не прилипнет помысл, что он король. Если такой помысл всё-таки прилип, значит у этого человека не всё в порядке с головой.

 Не познав своего ветхого человека, христианин не может смириться. Потому и не может произойти  «расщепление его эгоистического атома», необходимое для того, чтобы выйти на духовную орбиту. И, таким образом, человек остаётся на орбите мирской (т.е. плотской).

Может ли познание себя быть неправильным? Может. Но мы сейчас не говорим о неправильном состоянии. Тот, кто имеет о себе верное представление, имеет смирение (и наоборот). А когда человек смиряется, обязательно придёт благодать Божия.

Человек, совершающий работу, необходимую для познания себя, похож на того, кто глубоко вкапывается в землю и находит в ней полезные ископаемые. Чем более мы углубляемся в самопознание, тем ниже себя видим. Таким образом, человек смиряется, однако десница Божия его  постоянно возвышает.  И когда человек, наконец, познает себя, смирение становится уже его состоянием и благодать Божия в обязательном порядке имеет право на «продление аренды» в его сердце. Гордость такому человеку уже не грозит. А вот тот, кто не трудится над собой подобным образом, постоянно прибавляет к своему духовному мусору всё новый и новый, увеличивая свою мусорную кучу, какое-то недолгое время сидит на её вершине и, в конечном итоге, обязательно проваливается вниз.

Тот, кто часто видит недостатки других и осуждает их, не видит своих собственных духовных болезней. Именно поэтому он видит болезни других. Познакомившись со своей собственной грязью, человек перестаёт видеть грязь других.
Я говорю не о том, чтобы перестать соучаствовать в их боли, а о том, чтобы перестать заниматься их недостатками. Если человек не занимается собой, то лукавый найдёт ему работу и он станет заниматься другими. Однако, работая над собой, человек знает и себя, и своего ближнего.  Имея же ошибочные представления о самом себе, и подходя с такими же мерками к  другим, человек совершает ошибку и в отношении их тоже.

Исправиться же человеку больше всего помогают его воля и желание. Это - добрый почин. Затем человек должен понять, что он болен и начать принимать соответствующие духовные антибиотики. Ведь если телесно больной скрывает свою болезнь, то в какой-то момент он свалится как подкошенный и никакой врач ему не поможет. Так же бывает и в духовной жизни: тот, кто оправдывает свои страсти, в конечном итоге подвергается бесовскому воздействию, и это не может остаться незаметным. Тот, кто принимает бесовское воздействие, ожесточается, становится зверем, встаёт на дыбы, разговаривает с людьми дерзко, с бесстыдством и не принимает помощи ни от кого.

Поэтому вся основа в том, чтобы сначала человек познал свой недуг и радовался  своему познанию. Затем он должен начать проводить соответствующее лечение. Кроме того, он должен быть благодарен всем, кто  выступает в роли его врачевателей, как благодарен человек, терпящий от врача временную боль ради последующего выздоровления.

И если вы понимаете, что чьё-то строгое замечание приносит вам пользу, но оно всё равно вам не нравится, то хотя бы понимайте, что вы реагируете неправильно.  Смотрите: горькую-прегорькую таблетку больной принимает охотнее, чем сладкую карамель, так как знает, что таблетка принесёт ему пользу. Не приняв горького лекарства, больной не исцелится. Человек должен познать свою немощь, принять соответствующие духовные лекарства  для того, чтобы потом его укрепил Христос.

 


Назад к списку