Выведение "шлаков" из души. №6(28), июнь 2009 г.

Сегодня мы снова устами духоносного старца последних времён Паисия Афонского поговорим о покаянии и  исповеди (см. "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" №№1, 2 за 2007 год), то есть, об очищении души от греховных шлаков.

 Как известно, блаженной памяти старец схимонах Паисий Святогорец был основателем женского монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалёку от Салоник (Греция). Ради духовного окормления насельниц этой обители он нередко покидал Афон, чтобы не только в письмах, но и лично ответить на вопросы своих чад. По благословению игумении монастыря, сёстры после каждой беседы со своим наставником максимально подробно записывали всё,  о чём там говорилось. Итак, послушаем мудрость не от ума человеческого, а от Духа Божия.

   -- Удалившись от Таинства  Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Много людей приходит ко мне, и просят, чтобы я им помог в каком-то их затруднении. Но при этом они ни на исповедь, ни в церковь идти не хотят! А ведь грех – это тяжёлая могильная плита, давящая на сердце человека; это лжец, который непрестанно обманывает нас: сулит наслаждение и счастье, а приносит лишь томление духа, тоску и чувство сердечного омертвения, окаменения. Грех – это вор, который, воспользовавшись доверием хозяина, входит в дом, а затем  нагло грабит его и может хозяина даже убить. Грешнику ничего не мило, хотя бы он приобрёл весь мир, потому что грех проникает в сердце как малый червь, а потом растёт и становится огромным ядовитым змеем. Этот змей всё время требует себе пищи и отравляет сердце человека отходами своей жизнедеятельности, такими как постоянное чувство неудовлетворённости, беспокойство, страхи и опасения, и прочее.

Когда человек болен, то, как бы тяжело ему ни было, если он ощущает боль, значит, ещё жив, ещё есть надежда на выздоровление. А когда тело уже совершенно бесчувственно, тогда человек безнадёжен, тогда он превращается в мертвеца. Если совесть человека мучает его, упрекает его, значит, человек ещё жив.

Самое страшное состояние наступает тогда, когда человек перестаёт видеть свои грехи, когда уже не осознаёт глубины своего падения и старается оправдать себя. Такой человек уже не болен, а духовно мёртв.

Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того, чтобы человек "приклонил" Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь (см. Лк. гл.15).

Бог дал человеку разум для того, чтобы тот  размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный грешник очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живёт, и которая ведёт его в худшую – вечную муку. Таким образом, он лишает себя тех малых земных радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в раю, рядом с Богом.

Находясь вдали от Бога, человек находится вне себя. В Евангелии написано, что блудный сын "пришед же в себя, сказал: …встану, пойду к отцу моему (Лк., 15: 17-18)".  То есть, блудный сын решил возвратиться к отцу, придя в себя, покаявшись.
Живя во грехе, он был вне себя, жил без разума и смысла, поскольку грех – вне здравого смысла  (ведь смысл только тогда "здравый", когда ведёт к здравию, то есть, не вредит).

Покаяние – это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается. Апостол Пётр своим отречением в какой-то степени предал Христа. Однако, он "плакал горько" и поэтому получил прощение в своём падении. То есть, искреннее покаяние омыло апостола Петра, снова очистило его.

Однако, о глубине покаяния не надо судить только на основании видимых слёз. Хотя они и являются отличительным признаком покаяния, однако, не единственным. Некоторые люди плачут и ещё с мокрыми от слёз глазами начинают смеяться. Сердечная боль и внутреннее воздыхание – это те внутренние слёзы, которые выше, чем внешние. А бывают и безутешные слёзы. Они – от лукавого. В таких слезах нет покаяния, а есть задетый эгоизм. В этом случае человек эгоистично плачет о своём падении. Он бередит свою рану не потому, что огорчил Бога, а потому, что, будучи невнимательным, пал в глазах других людей.

Авва Исаак Сирин пишет: "Всякое покаяние, совершаемое без произволения, …не считается достойным воздаяния". Здесь речь идет о человеке, который вынужден покаяться, потому что пал в глазах других, однако смирения при этом не имеет.  Например, желая избежать неприятных для меня последствий, я прошу, чтобы человек простил меня за то зло, которое я сделал, однако внутренне я при этом не меняюсь.  Тот, кто изощрился  в лукавстве, только делает вид, что покаялся, он с притворной добротой кладёт людям поклоны, просит у них прощения для того, чтобы ввести их в заблуждение.

Настоящее покаяние – осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого исповедаться. Только так к человеку придёт божественное утешение. Человек, который не исповедуется, не может иметь внутреннего покоя. Для того, чтобы этот покой ощутить, необходимо вычистить себя от мусора.

До исповеди духовная вершина человека затянута туманом. Человек видит сквозь этот туман очень нечётко, расплывчато – и оправдывает свои грехи. А исповедь – как  сильный ветер, от которого рассеивается туман и расчищается горизонт. Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного и духовно плодоносит.

Если человек не чувствует необходимости  в исповеди – это означает, что он не следит за собой. Кто может утверждать, что у него нет упрямства, эгоизма, что он никогда никого не обидел, не осудил?  Кто никогда не гневается, не ленится, не ропщет, не празднословит?  Ведь и маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Они, как песчинки, собираются в целую песочную кучу, которая по весу может быть больше огромного камня.

Кроме того, тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем только идти на исповедь (см. Мф. 5: 23-24).
В противном случае (без примирения), душе согрешившего невозможно прийти в мирное устроение, так как человек в этом случае не смиряется. Исключением является случай, когда обиженный человек умер или его невозможно разыскать хотя бы для письменного примирения.  Но если у кающегося есть расположение сделать это, то Бог его прощает.

Надо быть внимательным вот к чему: во время исповеди нельзя себя оправдывать.  Тот, кто оправдывается, не получает внутреннего упокоения.  Те самооправдания, которыми он прикрывается, ложатся бременем на его совесть.

Искренней исповедью стирается в душе всё старое, как бы открываются новые "кредитные книги".  Приходит благодать Божия и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят покой, умиротворение. Это изменение бывает заметно даже невооруженным глазом. Ведь внутреннее духовное состояние человека отображается на его лице.

Таинства Церкви совершают чудеса. Приближаясь к Богочеловеку Иисусу Христу, человек и сам становится богом по Благодати (см. "ГОЛОС ОБИТЕЛИ" №1(11),
январь 2008 г.), вследствие чего он излучает свет и так Божественная Благодать выдаёт его другим (см. Мф. 5: 16).

 


Назад к списку