Душа моя, кто ты? №12(34), декабрь 2009 г.

Наш век – это особый, трагичный век.  Человечество в своём бытии всегда представляло собой больной, разъедаемый грехом организм. Но теперь кажется, что болезнь переходит в агонию. Такое ощущение, что земля устала от людей и хочет сбросить их, как насекомых, со своего тела. 

Главным признаком апокалипсиса является оскудение любви и духовное вырождение человечества. Грех существовал всегда. Первый сын первого человека из зависти убил своего брата (Быт. 4, 1 – 8). С тех пор кровавый дождь орошает землю
не переставая.

Любовь – это та таинственная сила, которая даёт человеку возможность воспринимать другого человека как самого себя, радоваться его радостям, скорбеть его скорбью, болеть его болью. Ныне же человек внутренне обособлен от других. Его душа словно окаменела, сердце сузилось и не может вместить в себя другого человека. Более того, человек видит в другом такое же чуждое и безразличное существо. Грех был всегда, но наряду с грехом существовало добро; грех остался каким был, только принял более бесстыдные формы и перестал прятаться. Он становится всё циничнее, а добро катастрофически оскудевает.

Человек не только потерял ближнего, но и потерял также и самого себя. Он угасил свой дух, осквернил душу, отождествил себя со своим телом, то есть, фактически, с куском мяса. Он подчинил себя самым низменным страстям и стал жертвой страшного самообмана. Современные люди, будь то бедные или богатые, одинаково несчастны. Только богатые имеют больше возможностей, чтобы растлевать и безобразить самих себя, глумиться над образом Божиим, данным человеку.

Жизнь без любви становится скучной и неинтересной. Более того, сегодня человек часто даже не понимает, что значит слово «любовь», уравнивая в своём сознании это чувство со страстью, с влюблённостью, с кровной привязанностью, с тем, что относится к его низшим и слепым влечениям. Любовь же, как духовное единство, как чувство сострадания к ближнему, как умение видеть красоту образа Божия в другом человеке, как жертвенность, потеряна.

На смену страсти приходит чувство утраты и пустоты, а нередко и отвращения, поэтому страсть есть своего рода дьявольская карикатура на любовь. Страсть не даёт счастья. Она – сверкающий мыльный пузырь, который через мгновения превращается в ничто. Именно из-за отсутствия любви жизнь становится мертвенной и тоскливой. Человек, может быть, сам и не понимает, чего он хочет, но душа знает, что это не то, что она хотела бы, знает, что это – ложная жизнь.  И человек хочет убежать от такой жизни. Кто-то надеется заполнить эту душевную пустоту деньгами и материальными благами.
Другие ищут забвения в работе. Она может быть никому не нужной, но, погружаясь в свой муравьиный труд, люди как бы отключаются от этой жизни. Иные ищут забвения в алкоголе и наркотиках, в рок-музыке, в соприкосновении с демоническим миром, надеясь таким образом забыть о своей духовной пустоте.

Многие проводят жизнь в разврате, словно хотят анестезировать, то есть, сделать совершенно бесчувственной собственную совесть. И, хотя разврат не даёт им непреходящего счастья, они ищут забвения в этом грязном болоте, какого-то наслаждения в поругании самих себя. Если посмотреть на предающегося разврату, то мы увидим в нём не человека, а демона, который стремится всячески осквернить ту нерукотворную икону, которую Господь дал человеческому духу, - частицу Своего сияния, лучик Своего света. Кажется, человек употребил все свои силы, чтобы превратить себя в комок зловонной грязи.

Грех представляет собой сочетание души с сатаной.  Грех – это желание уподобиться сатане, даже если человек не понимает этого рассудком.  Посредством греха в душе запечатлевается  образ демона, образуется союз между человеком и падшим ангелом. Сатана, как друг, протягивает ему руку, и он не раздумывая хватается за неё. Но демон не может дать человеку того, чего не имеет сам: он не имеет мира, и грешник всегда беспокоен; сатана не испытывает радости, и грешник всегда погружен в какой-то мрак. Его жизнь проходит между кратким опьянением грехом и внутренним унынием, которое он старается скрыть за наигранной весёлостью. Сатана – дух тьмы, и у грешника нет света в душе: тьма отражается даже в его глазах; сатана – дух гордыни, и человек в своём падшем состоянии горд и самолюбив; сатана – человекоубийца, и грешник находится всё время в состоянии раздражения, зло, которое он стяжал, легко превращается в ярость и гнев. Сатана уже осуждён на мучения, и жизнь грешника здесь, на земле, это постоянное мучение из-за неудовлетворённых страстей.

Грешник, даже если и верит в Бога, то не ощущает Его: грех стеной стоит между ними, и он не может любить Бога. В иные минуты его охватывает предчувствие вечного одиночества, вечной оставленности, но он снова ищет забвения в грехе. Бессмысленность существования, в конце концов, убивает.

Человек – это сочетание добра и зла, возвышенного и низменного, ангельского и демонического. Он постоянно находится в состоянии внутренней борьбы с самим собой; он перекрёсток действующих на его душу тёмных и светлых сил. Его воля похожа на маятник, колеблющийся между двумя полюсами – добродетелью и грехом. Его сердце – драгоценный камень, который он может  подарить Богу или отдать сатане.

Наша душа по природе своей – христианка, но по страстям своим – язычница. Она невеста Христова, пленённая демоном; она царица, ставшая блудницей. Она создана для богообщения, но чаще всего стремится к общению с демоном. Она частица неба, упавшая в грязь.

…Ответь мне, душа моя, кто ты? Если ты от небес, то почему ищешь счастья в грязи? Если ты от земли, то откуда у тебя тоска по небу?

Будучи подобна бесплотному ангелу, ты облечена в бренное тело, которое по смерти истлеет в гробу. Как ты стала трупоносицей, душа моя? Почему, видя вокруг картины и призраки смерти, ты отгоняешь, как врага, мысль о неизбежном приходе её к тебе? Почему ты впилась в эту земную жизнь, как клещ в собачье ухо?

Господь дал тебе всё для спасения, но ты как слепец, который несёт мешок с золотом, и не знает что в нём. Почему, душа, ты, простая по природе как луч света, превратилась в клубок неразрешимых противоречий, распутать который человек сам бессилен?

И отвечает душа: «Я падшая звезда, хранящая память о небе, я любовь Христа; ради меня Он сошел на землю. Господь, сотворив меня как отблеск Божественного света, вручил мне царский перстень, чтобы я обручилась с Ним; этот перстень – моя свободная воля.

 


Назад к списку