Леность духовная. №5(39), май 2010 г.

Святой Иоанн Златоуст сказал: «Найди двери собственного сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное». Но как часто бывает трудно человеку открыть эту дверь, трудно измениться.

Одним из недостатков церковной жизни нашего времени является то, что люди, приходя в храм, только внешним образом изменяют свою жизнь, но не начинают очень трудную работу над своей душой, не изменяют свое сердце. Мы забываем о том, что внешнее воцерковление жизни человека не значит пред очами Божиими ровно ничего. Более того, оно становится  фарисейством, если вместе с приобретением облика человека «праведного», человека «божественного», мы внутренне остаемся такими же жесткими, нетерпимыми к недостаткам и немощам других. А иной раз ведем себя как те пресловутые старушки, которые, в своё время, от избытка собственной «праведности» многих жаждущих Бога изгнали из храма: когда юноша или девушка не так одеты, не так свечку ставят, не так кланяются. Святые Отцы учат, что нужно быть очень строгим к себе и милостивым, умеющим прощать других.

 Всем понятно, что такое лень физическая, а что означает лень духовная,
как ее преодолеть?

Лень духовная – это когда мы, исповедуясь, причащаясь, венчаясь, приступая к соборованию и другим Таинствам, считаем, что это нечто такое, что Господь дает по милосердию Своему, просто так, как подарок. И что само по себе обладание дарами этих Таинств делает нас добродетельными. Но человек просто оттого, что он формально принял участие в Таинствах, что называется, «отметился», не приобретает ничего. Единственно верно, что этот человек принимает на себя великую долю ответственности за то, что даёт Господь. Нынче же часто мы видим отношение к Таинствам, как к некоему снадобью, некоей таблетке. А многие досужие прихожане стремятся внушать своим знакомым, чтобы они как можно скорее приобщились к этому для решения своих чисто житейских проблем. В таком подходе есть и лукавство, и гордость. На самом же деле, если мы идем к Богу с чистым сердцем, то каждый шаг по ступеням духовного совершенствования нужно совершать с величайшим трепетом и благоговением.

Одним из способов преодоления духовного бездействия, духовной лени и формализма являются наши дела на пользу ближнему. Старцы говорят, что «суть не в том, сколько молитв ты прочитал, а сколько больных посетил». Святой  праведный Иоанн Кронштадтский, который призывал к непрестанной молитве, предупреждал о том, как бы дьявол не внушил нам мысль, что наше дело теперь только молиться. И вспомним, сколько практических дел ему удалось совершить во славу Божию, начиная с юности, когда он постоянно помогал беднякам найти свой путь в трудовой жизни, устраивал обители по всей России, духовные союзы, братства.

У преподобного Иоанна Лествичника есть обращение к братии, где он говорит,
что многие скорбят, что не имеют еще мантии, или дьяконства, или священства: «Не печальтесь. Это вам дадут со временем. А вот добрых дел никто не даст».
Наше заблуждение бывает связано с тем, что мы занимаемся самооправданием своего бездействия: мол, когда мне дадут что-то, когда появится возможность, то я смогу доброе дело сделать. На самом деле именно в том положении, которое есть у человека, он должен суметь найти радость и научиться трудиться на благо Господа, Отечества и ближнего своего.

Однако, есть категория верующих, которые стараются переложить свои духовные проблемы на пастыря, на храм, на монастырь, считая, что за них помолятся, - и они получат просимое. Но сам человек должен также предстоять за себя пред Богом. Все умеют просить, но не у всех есть мужество спросить себя - достоин ли он просимого, все ли сделал для Бога? Многие разделяют жизнь и молитву, не осознавая, что жизнь каждого должна быть непрерывным молитвенным
предстоянием перед Богом
.

Каждый человек должен понимать, что в духовном пути бывают моменты, когда все держится только на внутренней воле, собранности. Пример для нас - путь Христа. Надо помнить слова Евангелия: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Человек в молитве просит порой - кто хорошую работу, кто удачи в браке, кто помощи в других нуждах.
Получая же - принимает это как должное. А ведь «кому много дано, с того много и спросится». Поэтому нужно умножать данные Богом таланты, приносить плоды молитвы. Человек, не осознающий этого, как правило, вольно или невольно
совершает много ошибок.

Нужно помнить, что от того, чем мы наполним свой внутренний мир, с чем придем в храм, будет зависеть полнота веры и вся жизнь в возрождающемся обществе.
Зажги лампаду в своем сердце - и мир изменится. Апостолы проповедовали не что иное, как Христа Воскресшего. Не заповеди Десятисловия, не заповеди Блаженства и не иные какие истины были во главе угла в их свидетельстве миру. Но непреходящая духовная радость, пасхальная всепобеждающая благодать, которая подвигала тысячи вокруг них на подвиги мученичества и исповедничества. Ведь тщетна наша вера и наша проповедь христианства без Христа воистину Воскресшего в наших сердцах, без Того, кто есть Истина и Жизнь.

 

ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

- Батюшка, я потеряла кошелек. Это воля Божия

или, может быть, я рассеянная такая...

- Скорее всего, это ты рассеянная такая.

( Из приходского разговора).

 

Даже поверхностное знание жизненных реалий современного церковного общества дает основание утверждать, что помимо прочих, столь привычных для слуха грехов, оно серьезно поражено болезнью безответственности.

Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, несмотря на то, что можно встретить очень многих людей, которые бродят по жизни с серьезными до смешного лицами. Это касается не только мирской, но и церковной жизни. Сегодня среди церковных людей можно нередко встретить мертвящую безынициативность, паралич деятельного проявления человеческого ума, творчества, открытости на подлинное, живое, настоящее.

Современному священнику нередко приходится сталкиваться с вялыми, инфантильными, нецелеустремленными, крайне апатичными людьми. Многие прихожане храмов (или насельники возрождающихся обителей) частично или полностью лишены чувства ответственности за свою судьбу пред Богом,
за отношения с духовником, за жизнь своего храма (или обители), за неизменность выбранного жизненного пути.

Безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, которые люди приносят на исповедь: «Я ничего не могу с собой поделать. Не могу не унывать (не могу оставить свой любимый грех, не могу не огрызаться, не могу смиряться, не могу реагировать спокойно, когда мне делают замечания)... Я не могу!».

«Не могу!» означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений.

В последнее время издается огромное количество литературы религиозно-философского направления, в которой можно встретить много рассуждений о свободе и «правах человека»; о том, как лучше: «по благословению» или «по совету»; о том, на что имеет право и на что не имеет права духовник. Но очень мало говорится об ответственности самого верующего человека.

Безответственность может выражаться по-разному. Вот, например, наиболее яркий и характерный случай. Одна монахиня  утром, придя на послушание, обнаружила, что ее напарница по какой-то причине не вышла. Вечером, возвратившись в келью, она поделилась «радостью» со своей сокелейницей: «Слава Богу, ее сегодня не было на послушании, иначе я бы непременно сорвалась». Каким языком объяснить ей, что каждый человек сам ответствен за собственные срывы?

Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: «Бог попустил», «Бог не благословил». Слишком уж часто использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия. Если ты не потрудился, не приложил достаточно усилий, у тебя не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?

Воля Божия и Промысл Божий, безусловно, действуют в жизни каждого человека, каждого из нас. Но если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви не было бы замечательной христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до
нашего времени, если бы предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность прикрывали подобным высоким слогом.

В течение своей жизни, благодаря сотням и тысячам человеческих исповедей, современные пастыри встречаются с огромным количеством людей, которые в тех или иных выражениях очень грамотно (как им кажется, с богословской точки зрения) оправдывают свое избегание ответственности.

Вот несколько типичных примеров безответственности, иногда упакованной в правильные, красивые, вполне религиозные формулы и формулировки:

- «У меня это не получатся» - нежелание брать ответственность за порученное дело;    
- «Господь не допустил...» - иногда человек просто не пожелал взять ответственность и завалил дело, обвинив в этом Бога;

- «Если не получилось, значит, нет на то воли Божией» - верно, как и предыдущее высказывание, если человек потрудился сделать все, от него зависящее.
Слова эти сами по себе прекрасны, но будьте внимательны: посмотрите, откуда они исходят. Под ними нередко скрывается безответственность.

Одним из наиболее ярких примеров ухода от ответственности является греховное неконтролируемое поведение, ставшее для многих людей нормой, привычкой. Оправдание (психологическая защита, с помощью которой человек оправдывает свой греховный поступок, см. ГОЛОС ОБИТЕЛИ №№ 4 - 6 за 2007г.) звучит так: «Я этого не хотел, это моя страсть, я ничего не могу поделать, это сильнее меня».

Другое характерное самооправдание: «бес попутал». Т.е. я давал обет не курить, не пить, не блудить, не раздражаться, не унывать и так далее. На исповеди каялся, и священнику обещал исправиться, но вдруг опять меня «бес попутал».
То, за что человек ответствен пред Богом сам, сваливается на бесов, которые с нами не могут делать ничего без нашего ведома и нашей воли.

Ложь в такой ситуации состоит в том, что человек утверждает, будто его страсть является чем-то, независящим от него самого.

Ещё одной формулой ухода от ответственности является её перенос на другого человека. Имея духовника, люди перелагают свою ответственность за свои грехопадения и за свои жизненные ошибки именно на него. Такой своеобразный маневр можно наблюдать в жизни многих и многих людей.

Человек, полагая, что он полностью передает себя в послушание духовному отцу,  под видом отказа от своей воли практически отказывается от ответственности за свои решения и поступки. Хотя на самом деле под послушанием многие   подразумевают  чувство   защищенности,   осознание   того,   что  духовник   о   тебе   заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник  это сделает за тебя и тому подобное; но стоит духовнику  начать указывать на подлинные грехи и недостатки человека, поднимется буря возмущения, обиды и негодования. Пришедший на исповедь уверен в том, что батюшка, который, по его представлениям, «отвечает» за него, примет его, пожалеет, прочитает разрешительную молитву, допустит до причастия и этим как бы подтвердит нормальность, легитимность его греховного поведения.

На исповеди такие люди буквально сваливают на плечи священника все свои проблемы. Причем о том, как они сами пытаются разрешить, развязать свои жизненные узлы, они не говорят, поскольку, чаще всего, просто отучились (или вовсе никогда не умели) делать это самостоятельно. Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостоять греху не хотят. Как только речь заходит о реальной работе по борьбе со страстями, оказывается, что проводить ее они совершенно не собираются. Священник дает им маленькую епитимью - прочитать небольшую книжку или положить несколько поклонов... На следующей исповеди оказывается, что они не могут найти для этого времени! Если какая-то внутренняя работа в них происходит, то только в присутствии духовника.

Для того чтобы найти оправдание безответственности, собственное нежелание отвечать за свои мысли, чувства и  поступки, среди церковных людей существует очень интересное оправдание. Человек, не желающий ответственно принимать решение, ответственно жить, находит оправдание собственной безответственности в замечательном и глубоко духовном принципе послушания. В современной церковной среде это вылилось в классическую формулу: «Как благословите...». И здесь важно понять: когда речь идет действительно о послушании, а когда о нежелании принимать ответственность за то или иное решение.

Принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству проживания этой жизни. Духовник может помочь человеку осознать, что, приняв ответственность за каждую эмоцию, за каждое движение, за каждый свой поступок и перестав возлагать её  на других людей, он обретает полноту проживания собственной жизни.

Благословение  рассматривается  как   благое  слово   духовника,   полагаемое  на ответственное решение человека. За словами «как благословите» (сами-то слова прекрасны, постановка вопроса прекрасна!) очень часто прячется просто нежелание самому решать, самому думать. Поэтому, если посмотреть на судьбу современных пастырей, то чаще всего целыми днями они занимаются тем, что направо и налево решают вопросы своих пасомых, не имеющие никакого отношения к собственно
духовной жизни
. Нередко можно увидеть духовных чад, буквально «повисших» на духовниках. Вопросы их личной жизни, по их убеждению, должны решать пастыри, поскольку под предлогом «жизни в полном послушании» чада совершенно разучились брать на себя ответственность.

В современной церковной среде, к сожалению,  достаточно часто встречаются люди, которые без устали повторяют «как благословите», пряча за этими словами свое нежелание брать на себя ответственность за собственную  жизнь, за собственные помыслы и поступки.

 


Назад к списку