О ПРАЗДНОВАНИИ 8 МАРТА. ЧТО на самом деле мы празднуем? ДВА ВЗГЛЯДА. Диакон А. Кураев и священник Д. Свердлов .

празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Мы знаем об истории и обосновании всех советских праздников – кроме 8 марта. По поводу, например,  Первого Мая была официальная советская версия, поясняющая, почему именно рабочие день своей революционной солидарности празднуют именно первого мая, а не второго. О том, что это еще и «вальпургиева ночь», предпочитали не упоминать.

 Но если мы обращаемся к 8 марта, здесь такой двусмысленности просто нет. Потому что не было официально-школьной общеизвестной и общенавязанной версии – почему была выбрана именно эта дата.

 

Get Adobe Flash player

8 марта — внимание, теплота и забота.

 

  Священник Дмитрий Свердлов  

 

Наверное, только ленивый или неграмотный православный не знает, что 8 марта – это иудейский Пурим и американский «марш пустых кастрюль». А еще говорят, что 8 марта – это языческий римский праздник женщин.

С нехристианскими корнями 8го марта все понятно. Тем более, праздник попадает на пост. И соответственно, не может быть никаких оснований…

И ждет священников в ближайшие субботу и воскресенье очередь кающихся женщин, которые, как обычно из года в год, будут исповедоваться в том, что «принимали поздравления», «веселились», «радовались», «пили шампанское», «нарушали пост в еде» и так далее.

Как странно. Вроде, и Церковь за последние двадцать лет уже так много сказала и про сам праздник и про пост. Вроде, и отношение к посту у многих уже выработалось вполне серьезное. И вроде, свой, церковный женский день обозначили – воскресенье жен мироносиц. А все никак.

Почему?

«Жены мироносицы» как «женский день» не работает по простой причине. Потому что женщин должны поздравлять мужики, а мужики, увы, в большинстве своем у нас в церковных праздниках разбираются не шибко.

Так и остаются наши женщины без своего дня. Причем 23 февраля церковное сознание находит возможность отмечать. Или по крайне мере поддерживать или не осуждать. На какой бы день недели оно не пришлось – постный ли, не постный. И это не смотря на вполне большевистские корни этого праздника: Красная Армия, гражданская война, а затем все прелести советского строя, которые Красная Армия успешно защищала.

23 февраля, сначала гражданское, а затем церковное сознание вполне адаптировали – в День защитника Отечества, или просто в мужской праздник. У Церкви, вообще, есть значительный позитивный опыт переработки языческого. Самый яркий пример – Рождество. Дата которого из Евангелия прямо не вытекает. Конец декабря – время солнцестояния, когда световой день начинает прибавляться. Это — время праздника в языческом мире. Церковь же, еще в византийские времена, установила на этот день празднование Рождества. Не погнушавшись языческими корнями, скорее наоборот, использовав существующий праздник и придав ему новый смысл.

…Что плохого в 8 марта? Очевидно: пьянка и пошлые комплименты. С этим настолько все ясно, что и говорить не стоит.

Что может быть хорошего?

Внимание, теплота и забота. Дефицитные вещи в нашем обществе. Которые разве противоречат заповеди евангельской любви?

Женщины наши, часто в одиночку – даже при живых мужьях — несут бремя материнства, бремя заботы о наших детях, об их соплях и содержании их дневников. Несут бремя заботы о доме. Несут бремя заботы о нас, мужиках, о наших выглаженных сорочках и подрясниках. А часто, увы, при спивающемся нашем мужском населении, несут наши мужские бремена. Причем успешно и эффективно.

Неужели — не заслужили? Букета тюльпанов? Теплого слова? Полбокала шампанского?

Девочки наши дорогие… Благодарю Бога, что он вас нам создал. Потому что нехорошо нам быть одним. И мы это знаем.

Знайте и вы это.

Спаси вас Бог.

 


Назад к списку