ДОМАШНИЕ УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА - материнские заметки. Мультфильм "Истории Ветхого Завета" (36 серий).

Мультфильмы, которые помогут рассказать вашему ребенку о библейских событиях дохристианских времен.
36 православных мультфильмов историй Ветхого Завета: 1. Сотворение мира, 2. Адам и Ева, 3. Каин и Авель, 4. Потоп, 5. Вавилонская башня, 6. Призвание Авраама, 7. Исаак и Ревека, 8. Иаков и Исав, 9. Иосиф и его братья ( 2 серии ), 10. Неопалимая Купина, 11. Египетские казни, 12. Моисей. Дарование Закона, 13. Иисус Навин, 14. Валаамова ослица, 15. Земля обетованная, 16. Гедеон, 17. Иеффай, 18. Самсон, 19. Давид и Саул, 20. Давид и Голиаф, 21. Давид Грехопадение, 22. Псалмы Давида, 23. Давид и Авессалом, 24. Царь Саломон, 25. Скиния. Храм Соломонов, 26. Пророк Илия, 27. Пророк Елисей, 28. Елисей исцеляет Неемана, 29. Товия и Ангел, 30. Пророчество Иезекииля, 31. Страдания Иова, 32. Пророк Иона, 33. Пир Валтасара, 34. Отроки в печи, 35. Даниил во рву со львами, 36. Эсфирь.

ДОМАШНИЕ УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Материнские заметки

«Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостию и долготерпением и, сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби», – святитель Василий Великий в своих «Нравственных правилах» обращает слова апостола о воспитании детей не только к отцам, но к обоим родителям[1]. Все основные христианские тексты поручают воспитание и наставление детей родителям[2]. Учить, образовывать детей, да еще «в наставлении Господнем»… Каждый, кто пробовал, знает, что этому не научиться, прочитав хорошую книжку.

Это, конечно, труд. В первую очередь труд самообразования и самовоспитания, который предстоит каждому родителю поднимать в единодушии со своим супругом, в совете с учителем-священником и главное – в молитве к Учителю и Воспитателю, поручившему родителям этого ребенка. Это выстраивание всего пространства жизни дома в соответствии с учением Церкви. Это жизнь внутри православной культуры. Собственно, этому нельзя научить наших детей на определенном уроке, используя методические разработки и новейшие технологии. И все-таки есть некоторые аспекты такого «воспитания и наставления», которым нужно и даже возможно научить человека.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о данной родителям заповеди воспитания в наставлении и учении Господнем как о воспитании в духе христианского любомудрия, и это явно и есть самое-самое важное. Трудноопределимое и очень индивидуальное. Но есть кое-что и «попроще» – эту же заповедь из послания к Ефесянам святитель связывает также и с необходимостью изучения Священного Писания. «Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господни. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним… заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний»[3].

В трактате «О воспитании детей» Златоуст подробно рассказывает о том, как именно отец должен учить ребенка Писанию. Например, важен тон, настроение, с которым следует приступать к обучению ребенка, «отвратив его от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес»[4]. Важно говорить доступно и интересно: «Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие и оно не утомляло его душу». Подобные занятия «встроены» в бытовую жизнь дома – например, святитель неоднократно призывает родителей к подобному «религиозному образованию» во время семейных трапез.

Домашнее обучение начинается в церкви. «По выходе из церкви не надлежало бы нам приниматься за дела, непристойные церкви; но, пришедши домой, надобно было бы сейчас же взять книгу и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено <в церкви>; потом уже приступать к делам житейским»[5].

Знаменитые гомилии святителя Иоанна Златоуста – проповеди, произнесенные Константинопольским патриархом в церкви, – адресованы не только слушателям как ученикам, но и слушателям как учителям в других школах – в своих домах. «Вы всё возлагаете на нас <священников>, тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы всё оставляете нам»[6]. В церкви отец оказывается учеником, в доме – учителем. Такая согласованность домашнего и церковного образования оказывается важным условием для воспитания ребенка как христианина.

***

В каждой семье подобные «уроки» проходят очень по-разному. Ведь все мы отличаемся друг от друга, и тот формат, который органично вписан в жизнь одной семьи, будет неудобоваримым и даже разрушительным для другой. Как и в отношениях между людьми, обучение в семье – а это тоже вид отношений: образовательных отношений – требует чуткости, тактичности и того, что называется «индивидуальным подходом». Трудно следовать высоким заветам отцов.

Мы, как и многие родители до нас и вокруг нас, пытаемся нащупать эту тропинку к «слушанию Божественных Писаний». Что-то получается, что-то – нет. Задача высока, а мы ползаем низко… Но постепенно вырисовывается и у нас определенная схема такого «урока» для детей, для всей семьи. Эта схема помогает по крайней мере сохранять регулярность подобных домашних занятий, облегчает подготовку к ним. А уж как занятие пройдет в реальности – этого никак не предсказать заранее.

На примере занятий по изучению истории Ветхого Завета попробую изложить план такого домашнего урока, встроенного в жизнь семьи.

Шаг первый. Учим учителя

Такого устремления вполне достаточно, чтобы начать заниматься со своими детьми. Если речь идет о Верхом Завете, то проще всего начать с начала – с сотворения мира – и так потихонечку дойти до времени Рождения Спасителя.Образование детей начинается с образования родителей. Если мы хотим чему-то научить детей – мы должны научиться сами. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей – мы должны искренне, со всей серьезностью интересоваться этим предметом сами. Иначе ничего не получится.

Сначала – сегодня же – читаем текст Библии, 1-ю главу. Иногда даже достаточно образованные и воцерковленные люди обнаруживают, что они давно не открывали эти страницы. Итак, сначала – просто читаем. Затем можно взять классические учебники Закона Божия, которые и готовились как книги для чтения «в семье и в школе». Вообще для таких домашних занятий Закон Божий прот. С. Слободского – классика жанра. Но есть и более современные книги: так, сейчас вышел совершенно новый учебник по этому предмету, изданный Сретенским монастырем. Было бы желание искать, и книги, доступные и понятные именно каждому, обязательно найдутся.

Если мы всерьез заинтересовались, то можно сделать и следующий шаг – посмотреть толкование этого текста святыми отцами. Таким образом мы не просто получим некие фактические сведения, но и посмотрим, как, казалось бы, исторические и бытовые ветхозаветные истории помогают нам выстраивать свою жизнь. Так мы и сами многое поймем и сможем что-то объяснить своим детям.

Также можно найти материалы исторического и научного характера. Есть книжные магазины, есть Интернет. Даже во многих сельских храмах бывают неплохие библиотеки. Вполне может быть, что возникнут вопросы, что-то будет непонятно, что-то – смутит. Мы обратимся к священнику, попросим совета и помощи. Внимательнее будем слушать проповеди, обращать внимание на статьи с такой тематикой. И так будем восполнять пробелы своего образования. А главное – будем узнавать учение нашей Церкви, входить в богатейший мир православной культуры. И уже только одно это позволит вводить весь свой дом в этот удивительный мир.

Мы устремились к изучению Священного Писания, учения святых отцов. Наполовину дело сделано. Но ведь мы собирались устремить к этим предметам и своих детей. Поэтому, параллельно с самообразованием, пытаемся приобщить к нашим занятиям и тех, кого нам поручил Господь. Пусть родителям далеко не все еще понятно – а уже самая первая тема, творение мира, понятна ли великим ученым, богословам, даже святым? Так что не сетуем на «нехватку» знаний, но приступаем к занятиям в ближайший понедельник. Или вторник…

Шаг второй. Заинтересовываем и рассказываем

Чтобы занятия были действительно регулярными, я выбираю конкретный день, в который мы будем заниматься. Иначе начну откладывать, переносить и просто забуду позаниматься с детьми. Это такой день, в котором у нас не очень много школьных занятий. Уроки заканчиваются раньше, чем обычно, и не много занятий по музыке-английскому-рисованию-плаванию-и-до-бесконечности. День выбран, дети дома. Что происходит? Дети, садитесь за парты, начинаем урок? Конечно, нет.

Если дети увлеченно играют в какую-то свою игру, то заставить их сесть за Закон Божий – значит, поставить этот предмет в ряд с обычным школьным уроком, сделать это занятие препятствием для развлечения. Я помню, что сегодня запланирован такой урок, и жду момента, когда дети будут сытыми, веселыми и при этом не будут чем-то заняты. Скорее всего, это время после обеда: дети поели, уже убрали на кухне и еще не затеяли игры, не сели заниматься каким-нибудь любимым делом и при этом хотят отложить на неопределенное время школьные домашние задания. И тут я говорю:

– Дети, помните, мы говорили про маленького Моисея, которого дочка фараона нашла в реке? А знаете, кем он стал, когда вырос?

Дети начинают строить свои предположения, старшие что-то знают… Дело сделано. Ученики заинтересованы, они готовы слушать продолжение истории. Заинтересовать детей можно чем угодно – иногда можно найти повод к рассказу в событиях дня, начать с какого-то знакомого именно моим детям сюжета.

Рассказываю запланированный эпизод из Ветхого Завета. Просто пересказываю своими словами. Это должен быть достаточно небольшой эпизод, буквально сюжет. Безусловно, в Ветхом Завете есть совсем «недетские» места и не для людей слабонервных. Внимательный родитель легко поймет, как именно пересказать текст, что опустить, что можно рассказать маленькому ребенку, а что пора узнать достаточно взрослому детке. Очевидным ориентиром в подборке сюжетов для занятий в форме рассказа о них могут послужить готовые истории из учебников по Закону Божию.

Шаг третий. Иллюстрируем рассказ

История рассказана, и теперь наша задача – помочь детям представить услышанное. Показываю детям иллюстрацию из Лицевой Библии: здесь ветхозаветные сюжеты изображены в иконописной технике, и это позволяет детям увидеть историю как «вневременную». Затем смотрим иллюстрации Густава Доре, гравюры других художников – здесь ветхозаветные герои показаны именно как «живые люди».

Уже после этого переходим к современным технологиям – набираем в любой поисковой системе запрос вроде «Каин и Авель», смотрим картинки. Безусловно, любое художественное изображение – это в основном вымысел автора, зачастую далеко не исторический. Но ведь мы просмотрели много изображений, дети обсудили увиденное – и уже вполне представляют себе всю условность подобных иллюстраций. А с другой стороны, картинки оказываются в данном случае наглядным пособием, позволяющим живее представить себе изученный материал, запомнить услышанное.

Я знаю, что многие родители ставят детям мультфильмы по Священному Писанию. У нас такого нет. Мне кажется, что мультики в данном случае профанируют тему, смешные мультяшные образы серьезно искажают восприятие ребенка, который привык с благоговением относиться к изображениям, иконам Спасителя и святых. Мои дети смотрят вполне достаточно самых разных чисто «светских» мультфильмов. По-моему, лучше разделить жанры. По-моему, совсем не обязательно всё на свете превращать в игру и развлечение. Тем более что выросшие в церковной семье дети могут чутко реагировать на попытку «сюсюканья» или «навязывания» в таких готовых видеоматериалах. Хотя, конечно, этой мой сугубо личный опыт.

Когда старшему ребенку было 5–6 лет, мы вообще не использовали видео на занятиях, а вот когда ему исполнилось лет 9–10, мы стали многие темы разбирать с помощью документальных фильмов. Например, о том, как ученые и путешественники искали Ноев ковчег, с космическими съемками горы Арарат. С одной стороны, это «повторение пройденного», с другой – дети воспринимают библейский текст не просто как «мамин рассказ», не просто как «часть православного представления о мире», а как объективную историческую реальность. Такие фильмы могут быть всего лишь одной из версий конкретных ученых – но здесь важнее всего собственно подход. Вот он, Мамврийский дуб, вот раскопки дворца Навуходоносора… Кстати, можно смотреть и фильмы, которые не посвящены Библии – но помогают понять исторический контекст. Например, фильм о древней египетской цивилизации, который мы включали во время занятий по истории Иосифа. Так заодно с изучением Ветхого Завета знакомимся с историей и культурой Древнего мира.

Если мы внимательны к нашим детям, если слышим их, то подобное образование можно сделать максимально эффективным. Так, самое важное во время любого занятия с ребенком – это мотивация и внимание. Мы усаживаем детей за парты, предлагаем тему урока – а ребенку это попросту неинтересно: у него палец болит, или он вспоминает свой вчерашний день рождения. Его «нет» на этом уроке. Но вот если ребенок сам задает вопрос, то ответ взрослого будет усвоен по максимуму. И таким образом мы можем выстроить занятие в любой момент: во время мытья посуды, прервать нашим уроком выполнение школьного домашнего задания, за рулем – если историю из Священного Писания можно сделать иллюстрацией к ответу на вопросы детей.

То же касается и самого занятия. Мы можем составить, хотя бы прикинуть в голове определенный план, но ведь нас не связывают никакие рамки, расписание или отчеты. Дети могут спросить, кто такой фараон, – и мы посмотрим что-то о фараонах. Начнем читать псалом царя Давида, и дети захотят узнать, где же здесь есть его предсказания о будущем. И вместо запланированного 33-го псалма почитаем те песни, в которых говорится о поклонении царей-волхвов. Мы ведь учимся вместе с детьми, а не читаем лекции в университете.

Шаг четвертый. Изготовление поделок

Такие домашние уроки – прекрасная возможность организовать и занятия творчеством для малышей дошкольного возраста. Например, «проходим» историю Ноя. Можно предложить младшим детям нарисовать это судно, или слепить из пластилина, или тем же пластилином «намазать» изображение ковчега на картоне, или сделать аппликацию. Такая поделка – это и детское творчество, и развитие мелкой моторики, и вообще удовлетворение возрастных потребностей. Одновременно – дети буквально «руками» усваивают «пройденный материал». А еще важнее – это занятие, во время которого братья и сестры будут что-то делать вместе, и всё это – с мамой. Вот оно, внимание, которого якобы лишены дети в большой семье, вот оно, то общение с родителями, которого так часто не хватает современным детям. К тому же, когда мы занимаемся обсуждением «высоких материй» со старшими детьми, поделки помогают привлечь к общему уроку и малышей.

Многие родители придумывают самые разнообразные и интересные занятия для «подкрепления» таких домашних уроков по Закону Божию. Например, многодетная мама педагог Наталия Пантюх, которая вдохновила и меня, и многих других родителей на изготовление таких поделок. Вот фотографии детских работ из семейного архива Наталии – это самостоятельное творчество ее детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Шаг пятый. Вопросы к папе

Днем мама занималась с детьми – а вечером возвращается домой с работы папа. И дети бегут рассказывать ему, чем это мы занимались сегодня дома. Так естественным образом получается пересказ, повторение пройденного материала. Если дети сами не обращаются к папе, я не заставляю – просто начинаю рассказывать сама, и дети обычно подключаются, показывают свою поделку. Часто во время занятия у детей возникали такие вопросы, на которые мама не смогла найти ответа. И теперь эти вопросы мы задаем папе. Чаще всего спрашиваю я сама и внимательно слушаю ответы, уточняю – и дети обязательно будут прислушиваться к такой беседе взрослых. Главное, чтобы это не было педагогической игрой. Видя неподдельный интерес мамы и ее внимание к папины ответам, дети и сами отнесутся к словам отца со всем уважением и серьезностью.

А если папа чего-то не знает? Бывает даже такое… И это – тоже здорово и полезно. Никто не может знать всё на свете. Зато важно понять, где же искать ответы на наши вопросы. И в данном случае папа открывает соответствующие книги, иногда те же поисковые системы в Интернете – и ищет ответы вместе с мамой и детьми. И, таким образом, учит искать ответы на вопросы, учит не стесняться своего незнания, учит фильтровать получаемую информацию. И уже ради этого стоило проводить такие занятия!

Шаг шестой. Чтение Библии

На следующий день или в ближайший выходной, после завтрака, может быть, за субботним ужином, просто сидя на диване или на полу в окружении детей, мы открываем Библию. Для таких случаев мы специально купили большую и красивую Книгу. Чтобы подчеркнуть свое уважение к ней. Читаем текст – тот самый, который мы до этого пересказывали и разбирали. На русском языке в синодальном переводе. Теперь эти, иногда довольно скучные для детей стихи, оказываются понятными и интересными. Ведь выясняется, что мама в своем рассказе пропустила какие-то подробности. Если у детей нет никаких вопросов – не страшно. Главное сделано: дети внимательно выслушали текст боговдохновенного Священного Писания. А потом, в ближайший семейный обед или ужин, по нашей традиции «чтения за столом» прочитаем совсем небольшой отрывок из толкования святителя Иоанна Златоуста на эту тему. Или другого автора…

Еще через некоторое время, например воскресным вечером, после вечерней молитвы, папа читает этот же самый текст на церковнославянском. И так дети слышат еще более точный перевод Септуагинты, а также привыкают воспринимать славянский текст. Ведь они уже прекрасно знают, о чем идет речь в этом отрывке, и поэтому легко понимают «непонятные» заковыристости славянского текста.

Ну вот и всё, урок пройден. Примерно за неделю. Переходим к следующей теме. И так по кругу, года два подряд. Спешить нам некуда. И еще через пару лет скорее всего начинаем «курс» заново. Ведь детей несколько, родилось и подросло следующее поколение учеников. Но заново – не значит то же самое, всё будет несколько иначе. У нас уже не первый круг выходит, и всё – новые формы. К следующему курсу мы уже другие, и дети другие, и вопросы они задают совсем новые. К тому же очевидно: Священное Писание никак не на одно прочтение. Слава Богу, что для обучения своих детей мы просто вынуждены снова открывать Книгу Книг.

Образование – неформальное и непрерывное

Конечно, не всегда всё вот так, запросто, получается. Мы живые, и дети живые, и дети к тому же растут. Сегодня они маленькие, и любое занятие с мамой – это радость, это готовность внимать любым словам родителей, лишь бы эти слова были ласковыми. А завтра – что-то меняется. Важно внимательно прислушиваться к своим детям. Вся эта система с организованными занятиями, «детки, давайте нарисуем…» – всё это отлично работает с детьми лет до 10–12. Но вот мы видим, что все дети наперебой обсуждают «новую тему», а кто-то отделяется, отдаляется. Вообще-то немудрено – ведь он все эти темы уже «проходил» в «детстве», пусть и немного в другой форме. Может быть, он просто решил, что «вырос».

Можно попросить его сделать особенное «взрослое» дело уже не как ученика, а как помощника родителей. Например, пусть он сам почитает Библию младшим братьям и сестрам, «ведь маме нужно срочно готовить ужин». Или – это сможешь сделать только ты! – поискать в приготовленной книге или в Интернете датировку Всемирного Потопа. И вот уже этот ребенок рассказывает всем, насколько разнятся версии ученых. Или – вроде бы ребенок в стороне, не участвует в занятии. Но включили фильм – и он подошел, смотрит. Потом что-то скажет. Мы прочитаем текст из Библии в его присутствии – и он обязательно услышит, даже если «не слушает». А даже если и не слушает сейчас, в этот момент, – это не так важно. Важно, чтобы подросший ребенок продолжал чувствовать тепло и уважение собственных родителей, в том числе уважение к его отношениям с Богом. Важно, чтобы сохранялась привязанность этого уже-не-ребенка к папе и маме. Занятия с ним по Закону Божию будут уже совсем другими, скорее всего – один на один и, возможно, уже с другими людьми – священником, другом семьи… Формальные занятия могут оттолкнуть взрослого ребенка от веры или помогут стать совсем не маленьким фарисейчиком… Но подростки из православной семьи, занятия с ними – это особая тема, конечно.

В любом случае, домашние уроки – это не череда лекций в сетке расписания, а образ жизни дома. Мы «освоили тему», но всё время будем возвращаться к «пройденному материалу», а еще – будем иногда забегать вперед. Окажемся в храме с фресками, посвященными ветхозаветным событиям, – и дети будут угадывать, где кто изображен. Будем обращать внимание детей и на многоярусные иконостасы, где верхние ряды посвящены ветхозаветным праведникам. Великим постом будем вместе хотя бы иногда читать паремии. В течение всего года будем периодически петь ирмосы канонов – и уже таким образом будем снова и снова «повторять» пройденное, узнавать все новые смыслы этих вечных образов. Вот так уроки встраиваются в нашу жизнь – в наши вечера, в наши разговоры, в наши посещения музеев, в наши будни и выходные. И завершаются домашней и церковной молитвой.

Конечно же, история Ветхого Завета – лишь небольшая часть круга культуры Закона Божия. Несомненно, еще важнее изучение Нового Завета, святыни Евангелия – и это совершенно особые, непохожие на «ветхозаветные», домашние «уроки», органично связанные с церковной жизнью семьи, с Литургией, с годовым кругом церковных праздников. Есть еще изучение истории Церкви, богослужения, устройства храма… Главное, конечно, – действительно жить жизнью Церкви, делать свой дом местом любви, согласия и служения Богу. Но такие занятия – может быть, в формате, совершенно не похожем на наш, – могут помочь дому стать этим священным местом, малой Церковью. Хотя бы тем, что такие «уроки» будут объединять нас, приблизят к Церкви, сделают наш дом местом образования для всех членов семьи. Помогут устремлять мысли к Главе нашего дома, нашему общему истинному и единственному Учителю. Хотя бы устремлять.

* * * * * *

[1] Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Нравственные правила // Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения.М.: Паломник, 1993. Ч. 3. С. 486.

[2] Странно будет давать по этой теме ссылки, но для очистки совести, помимо приведенных текстов святителя Иоанна Златоуста, укажу еще некоторые, например Климента, папы Римского, священномученика – см.: Постановления апостольские. Книга четвертая. Сергиев Посад, 2006; или практически современного автора, который обращался к рабочим российских заводов: «Некоторые родители, искренно сознавая свою обязанность воспитывать детей в благочестии и страхе Божием и усердно занимаясь этим в ранние годы своих детей, полагают, что с поступлением их в школу эта обязанность их прекращается или, вернее, переходит на школьных учителей и законоучителей… Нет, благочестивые слушатели, напротив! Родители с законоучителями и учителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более: они должны вести это дело, законоучители же и учителя им только помогают». – Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, священномученик. Азбука православного воспитания. М., 2002. С. 29–30.

[3] De inani gloria et de educandis liberis. § 39.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Colossenses, IX // PG. 62. 362; рус. пер.: Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 432–433.

[5] Иоанн Златоуст, святитель. In Matthaeum. V // PG. 57. 55; рус. пер.: Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. С. 52. Об этом см. также: In Joannem, XVI // PG. 59. 37; рус. пер.: Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 8. Кн. 1. С. 22 и другие тексты. Также: «Муж пусть передает сказанное <в церкви>, а жена пусть учится; пусть слушают и дети… Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность и за слугу, и за жену, и за сына». – Иоанн Златоуст, святитель. In Genesim. VI // PG. 54. 607; рус. пер.: Иоанн Златоуст, святитель. полное собрание творений. Т. 4. Кн. 2. С. 760.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Colossenses, IX // PG. 62. 362; рус. пер.: Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 432–433.

ИСТОЧНИК:  http://www.pravoslavie.ru/88793.html


Назад к списку